В наше время 8 марта воспринимается, как праздник весны и женственности. Вошло в привычку дарить дамам цветы, напоминать о том, что они прекрасный пол, который приносит в мир больше красоты. Но изначально идея праздника была совершенно иной. Женщины долгое время боролись за равные права.
Множество женщин выходило на улицы городов, требуя улучшения условий труда. Ни один год женщины протестовали. С каждым митингом условия труда и жизни женщин улучшались. В 1910 году Клара Цеткин выдвинула идею ежегодно отмечать Международный день солидарности женщин в борьбе за равноправие.
Литература всегда отражает окружающую действительность. Благодаря литературе, каждый может узнать, как жили люди прошлого, как они мыслили и вели себя.
Поэтому, я предлагаю заглянуть в прошлое и понять, как менялся образ женщины с течением времени в русской литературе.
Роль женщины всегда зависела от времени, в котором она жила. В разные эпохи женщина воспринималась по-разному. Она была музой для главного героя, обольстительницей, романтической героиней.
До 19 века сложно найти сильных и независимых женских персонажей в литературе.
Но в 19 веке всё меняется.
Если в начале века женские персонажи были кроткими, послушными и ждали своего героя, то в конце века они становятся героинями. Они сами решают как жить. Их судьбу меняет не кто-то другой, а лично они. Девушки становятся отдельными персонажами, а не дополнениями к герою.
Одной из первых таких героинь можно считать Татьяну Ларину из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Татьяна Ларина - "милый идеал" Александра Сергеевича. Она объединяет в себе все качества, которые, по мнению Пушкина, делают ее совершенной. Этими качествами стали доброта, искренность, верность. Она замкнута, молчалива и мечтательна, и в тоже время, она умная, волевая, с крепким внутренним стержнем. Татьяна первая признается в любви главному герою произведения - Евгению Онегину, что обычно не принято в обществе. Она не получает взаимности, но продолжает жить дальше, забыв о Евгении. Татьяна вырастает в прекрасную светскую даму и, когда вновь, уже взрослой, она встречает Онегина, она не идёт на поводу у чувств и остаётся верна своему мужу.
В произведениях А.С. Пушкина есть ещё один прекрасный пример сильной личности - Маша Миронова из повести "Капитанская дочка". Как и Татьяна Ларина, Маша воплотила в себе лучшие душевные качества, такие как чистота, искренность и чувственность. Она скромная, застенчивая, благородная. На хрупкие плечи этой девушки легло множество трудностей: смерть родителей, похищение, арест возлюбленного.
Маша выдержала все испытания, что легли на её плечи, спасла своего возлюбленного и после смогла жить спокойной семейной жизнью. Маша - поистине сильная личность. Она наделена лучшими чертами характера и невероятной силой духа. Когда её любимый человек попал в беду, она не ждала помощи извне, а решила помочь ему сама. Благодаря своей внутренней силе, она обрела жизнь, которую и хотела.
Маша Миронова может стать отличным примером для подражания. Она показывает, что нужно брать всё в свои руки и не бояться трудностей на своём пути.
В 1863 году вышел роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", который оказал серьезное влияние на общество 19 века. Главная героиня романа - Вера Павловна - воплощение революционных идей о свободной личности. Она сильная и целеустремленная.
Вера поставила целью своей жизни обрести свободу и независимость. Она не хочет никому повиноваться. Вера гордая, независимая от чужого мнения. Она регулярно самосовершенствуется и растет, развивая собственные навыки.
Вера не идет на поводу у матери и заключает фиктивный брак, когда мать заставляет ее выйти замуж по расчёту.
Она открывает швейную мастерскую, где помогает девушкам обрести свободу. Главной принцип мастерской - равенство работающих девушек. Вера не лишена слабостей. Она сентиментальна, любит комфорт. Этим автор подчеркивает, что образ героини не уникален, не идеален, как это было у А.С.Пушкина с Татьяной Лариной. Она - обычный человек, а не идеализированное его подобие. Чернышевский говорит о том, что Вера Павловна – это особенная женщина. После выхода романа в свет, многие читатели стали брать с него пример, организовывать фиктивные браки для того, чтобы спастись от дурных связей. В высших учебных заведениях отметилось увеличение женщин, которые поступали на факультеты естественных наук.
Спустя практически 10 лет была выпущена поэма Н.А Некрасова "Русские женщины", повествующая о женах декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь.
Некрасов восхищался верностью, силой любви русских женщин, их мужеством. Он создал образ женщины облачающей, сознающей свою правоту, верной спутницы мужа-борца. Женщины, следовавшие за своими мужьями, лишались гражданских и имущественных прав. Они должны были отказаться от детей, общественного положения и жить в тяжелых условиях Сибири.
Через образ Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героини, которые неподвластны общественному мнению и сословной принадлежности, которые осмелились вырваться из зоны комфорта. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все преграды.
В своих произведениях писатели 19 века описывают женщин сильных характером, умных, любящих, но их жизнь не назовешь легкой и сладкой. Несмотря на все действия женщин, исход всегда один – их свобода и права будут ограниченными
С течением времени сильных женских персонажей становится всё больше. В самом конце 19 века А.И. Куприн написал повесть "Олеся", где описал ещё одну влиятельную девушку.
В 20 веке появляются Маргарита из "Мастера и Маргариты" Булгакова, О-90 и I-330 из "Мы" Замятина, Любовь Шевцова и Ульяна Громова из "Молодой гвардии" А.А. Фадеева, Рита Осятина и Женя Комелькова из "А зори здесь тихие" Б.Л. Васильева - все они независимые, самостоятельные, способные на подвиги во имя любви, народа, добра и свободы.
Они всеми силами показывали свою способность влиять на развитие общественных процессов.На примере данных произведений мы видим, насколько много страшных испытаний выпало на долю женщин. Но они не прятались от беды, не сдавались, показывая пример непоколебимости мужества и героизма.
Все эти героини способны стать прекрасным примером для подражания. Каждая из них имеет свою историю, свои особенности характера и личностные ценности. Но всех их объединяет сила духа, высокие моральные ценности и тяга к изменению мира.
Дорогие женщины, будьте такими же смелыми, сильными, как героини этих литературных произведений. С днём солидарности женщин!