Не помню кто, но кто-то там из классиков дикого капитализма говорил, что, мол, если гарантированно хочешь разориться, то верный путь к этому заняться сельским хозяйством, однако сыт будешь всегда. Может быть про деньги это и верное, однако история показывает, что и с "сытостью" тоже могут быть проблемы.
И если вы думаете, что такое может быть только у нас... ошибаетесь. Поговорим мы сегодня не про Россию, а про... самую сытую, богатую, фактически утопающую в мюнхенских колбасках и тёмном пивасике Германию. Это сейчас у них более менее сыто, но несколько сотен лет назад страна представляла собой жалкое зрелище.
Просто неимоверное количество князей, царей, королей, курфюстов, баронов, графьёв и каждый из них хотел себе замок, собственный лес, угодья и счёт в швейцарском банке, желательно, золотой. Но всё это вело к тому, что замков, лесов и угодий было полно, а вот нормальной земли крестьянам для ведения сельского хозяйства не хватало.
Ситуация осложнялась ещё и тем, что в Германии существовал такой закон: по достижении совершеннолетия и появления собственной семьи крестьянский сын получал часть земельного надела отца. Сами понимаете, в одиночку жить труднее, поэтому семьи были не просто большими, а очень большими, поэтому русская поговорка "семеро по лавкам" в условиях многодетной германщины была так... детской разминкой.
Дело доходило до абсурда, когда на каждого мальчика приходилось чуть более 3 соток земли.
В 16 веке ситуация накалилась до предела и многие крестьяне, коим досталось по 3-5 соток были вынуждены бросать свою землю. Что и сделали в 1597 году два молодых фермера Ганс Грайнер и Кристоф Мюллер со своими семьями.
Понимая, что упорного труда им не хватит даже на половину сосиски, они собрали вещи и свинтили в лес, подальше от своих соседей по общине. Нет нужды говорить, что соседи были только рады, как говорится "меньше народу, больше кислороду".
Однако Ганс и Кристоф были не полные... не совсем глупые люди. Они понимали, что в лесу выжить ещё труднее и на роль Йети не были готовы. Вместо создания семейной партизанской ячейки они пошли на поклон к местному герцогу, у которого попросили разрешение за небольшую мзду поселиться на скале посреди леса.
Тот сначала покрутил у виска, но разрешение дал, заранее оговорив, что браконьерством и рубкой леса они заниматься не будут. Те дали слово и через несколько месяцев на высокой горе посреди глухого леса выросли хижины двух беглецов. Вместо сельского хозяйства они решили заняться стеклом.
Дело в том, что буквально в двух шагах от скалы были крупные залежи извести, соды. Лес снабжал бесплатным деревом, а в протекающей у подножья скалы реке Лаушбах было полно песка. Проверяющих же до поры до времени не было.
Так фермеры перепрофилировались в стеклоделов. Стекловаренные печи они построили прямо в своих домах - так было теплее зимой. И вскорости небольшая стеклодельная коммунна начала производить стекло. У него, кстати, была очень интересная особенность из-за наличия в песке окислов железа всё стекло было нежно зелёного цвета. А из-за низкого качества песка в самой стекломассе было много воздушных пузырьков.
Это было очень необычно и привлекло множество покупателей. Деньги потекли к бывшим фермерам рекой. А там, где деньги, естественно, появляются мытари представители герцога. Крестьянам сразу вменили вырубку леса, добычу полезных ископаемых, пользование водными ресурсами и прочий эко-беспредел.
Понимая, что просто так средневековые Греты Тунберг от них не отстанут, Ганс и Кристоф пошли сразу к герцогу и пообещали тому лично делиться прибылью, а также поставлять те самые зелёно-пупырчатые стаканы к столу его величества. Тот... растаял, кучу стаканов на халяву... да и денег в казне много не бывает. Так что находчивые стеклоделы получили от "батьки" полное прощение и разрешение творить в лесу всё, что захотят.
Так в глухом лесу, на ранее совершенно безлюдной горе, появилась семейная стекольная мануфактура, вокруг которой со временем вырос целый город под названием Лауша. Он прославился теми самыми стаканами зелёного цвета в мелкую "воздушную" пупырку и запретом продавать землю в городке любому человеку, кто не имел профессии стеклодува. Это был целый город мастеров в немецких горах.
Он существует до сих пор, его знают во всём мире, правда международную славу ему принесли уже не зелёные стаканы, а совершенно необычный случай... но это уже другая история, которую я расскажу завтра.