Таинство соборования (совершается собором из семи священников) еще называется елеосвящение (соборующихся помазывают семь раз елеем, т. е. растительным маслом) одно из семи Таинств установленных Православной Церковью для исцеления больных. Еще в Новом Завете ученики Христовы (апостолы) писали своим последователям, что если кто из вас болен, то пусть пригласит священников, и они помажут больного елеем и вера их исцелит болящего.
Но мы же здоровы, руки двигаются, ноги ходят, иногда болеем то сразу бежим к врачу или какую таблетку в рот. Зачем Господь установил специальное Таинство для больных, может быть достаточно требы, молебна? Очевидно, это очень важно для человека и целебно влияет не только на немощи видимые.
Видимая болезнь любого органа – это есть следствие заболевания души человеческой, она заражается от греховных вирусов. Ходит человек во время эпидемии гриппа раздетым по улице и особенно любит общаться с кашляющими и с соплюющими, и вот скоро этот смельчак присоединяется к гриппозным. Так точно заражается и душа: человек не оберегает себя внутренней молитвой, знанием правильной (правой, православной) жизни, сослагается (сочетается с греховными помыслами и в конце концов душа заболевает какой ни будь страстью (ненависти, осуждения, пьянства, блуда и т. д.). У пьяницы выходит из строя печень, блудница не может рожать детей и любой мелкий (в мирском понимании) грех причиняет рану душе.
А кто не без греха? Первым в истории сотворения мира «безгрешным» объявил себя денница. Который провозгласил своему Создателю, что я поставлю свой престол выше Бога и буду, равен Ему. Он реально пришел к осознанию того, что он самодостаточен, хорош, здоров до такой степени, что может сравнится с Богом. В закрытых сумасшедших домах много таких «наполеонов», «гитлеров» и им подобных пребывают. Плачевную участь этого «здоровяка» мы знаем – стал сатаной и низвергнут с Небес.
Каждый человек болен. Нам необходимо врачевание! В Таинстве Соборования Бог своею благодатью, через видимое помазание маслом приходящего исцеляет его. Вы верно указали, прощаются забытые грехи (которые мы не исповедовали), и те грехи которые мы не осознаем, что это грех (но он таковым являясь постоянно подмывает фундамент нашей души).
Вы недоумеваете о том, что соборующиеся все же болеют. Это ваше субъективное мнение соборующееся думают по другому. Представьте себе такую жизненную ситуацию: человек заболел - гангрена ног он может или не начать лечение и тогда распространившись, она мучительно умертвит его, или он сделает операцию и, лишившись малой части своего тела (допустим стопы) останется жить. Вам видится, что он хромает, и вы думаете, он болен (не излечился), а больной радуется тому, что он здоров! Более того если бы люди не получали исцеления после соборования они бы не прибегали к этому таинству вновь. После любой хирургической операции для полной выписки из больницы нам необходимо время на реабилитацию, т. е. время полного выздоровления не наступает мгновенно.
Что же касается соборования на смертном одре в «Настольной книге священнослужителя» мы находим запрещение соборовать преступников перед смертной казнью. Так как очевидно, что если человек завтра умрет и размышлять о даровании здоровья и исцелении от болезней, по меньшей мере, странно. Перед смертью более всего и единственно необходимо – покаяние, исповедь в неправильной жизни (которую мы безвозвратно расточили).