Шольц вернулся из своей поездки в США. С чем?
Что касается его рассказов про гарантии безопасности для Украины по окончании конфликта, то здесь планы простые. Накачать сейчас украинскую армию техникой, боеприпасами, людьми, подготовленными в НАТО, и совершить мощное наступление весной-летом. Добиться каких-то очень существенных территориальных успехов, и на фоне этого успеха склонить Россию к переговорам. Эти переговоры должны закончить военную фазу конфликта, как им это видится, и после этого, понятно, что в невыгодных для Росси условиях. И после этого они дадут Украине какие-то там гарантии безопасности. Тут всё довольно прозрачно.
Что касается газа. Газ, он всегда есть. Он был, есть и будет, и он не только российский. Вопрос только в цене. То, что Европа сейчас покупает газ по значительно более дорогой цене, чем она получала по трубам из России по долгосрочным контрактам, ну, это отрицать невозможно. Поэтому, когда он говорит, что нет никакого кризиса, то, что он имел в виду? То, что никто не умер с голоду и не замёрз? Да, это понятно. Другой вопрос, что повышение цен на всё (а это станет следствием повышения цен на газ и нефть), оно будет постепенно давить и на экономику и на обывателя, и это уже происходит. Поэтому, когда он говорит: «Кризиса нет», не очень понятно, что он имеет в виду под кризисом. Все платёжки за жилищно-коммунальные услуги по всей Европе выросли, значит, люди стали беднее. Цена на газ и нефть для производителей выросла, значит, выросла себестоимость производимой продукции, компании будут получать меньше прибыли или вообще не будут её получать. И эти процессы будут развиваться достаточно долго, и приведут к тому, что инвестировать в Европу станет менее выгодно, производства начнут уходить туда, где это выгоднее, вот американцы их переманивают, и в целом, это будет вести к проблемам для европейской экономики.
Здесь есть простые экономические законы. Хотя я к экономике, как к науке отношусь скептически иногда, но здесь эти законы действуют. Если повысились затраты, то повышается себестоимость, значит, продукция становится менее конкурентоспособной, или ваша компания получает меньше прибыли, а значит имеет меньше возможностей вкладывать в развитие производства. Всё. Здесь никуда вы от этой цепочки не денетесь. А то, что потребляемые ныне газ и нефть, которые замещают российские, они более дорогие, то достаточно открыть любые биржевые торги и вы всё увидите. И сравните с тем, что было год назад или два.
Что касается Норвегии и её поставок. У Норвегии истощающееся месторождение. Они просто делают хорошую мину при плохой игре. Америка, да, может довольно долго снабжать собственным газом. Норвежские месторождения в Северном море – это старые месторождения, которые с каждым годом всё больше и больше приходят в упадок, истощаются. Их хватит ещё на какое-то время, но если говорить о перспективе, то добыча нефти и газа в Северном море – это потихоньку умирающая отрасль. Значит, они будут покупать сжиженный природный газ, а он в любом случае будет дороже трубопроводного. И от этого факта никуда не уйти.
Рассчитывать на то, что вся Европа умрёт с голоду и замёрзнет – это глупо. Понятно, что инфраструктура хорошо развита, многие вещи отработаны. Тем более, что мы позволили им сделать запасы. Они закачали огромное количество нефти и газа, да, они за них расплатились, мы за это что-то получили, но это помогло пережить им эту зиму. Мы, вроде бы как воюем, и всем рассказываем, что воюем со всем блоком НАТО. С другой стороны, позволяем враждебным нам странам пользоваться нашими ресурсами, и более того, позволяем пользоваться в таком режиме, что это позволяет им пережить трудности. А зачем?