Всё симптоматично
Мы говорим на разных языках и живем словно в двух разных мирах: молодежь – в специфических мирах интернета, школьного или институтского общения, а взрослые люди заняты своими заботами. Мы не понимаем друг друга. В молодежной среде своя система ценностей, и она не всегда перекликается с системой ценностей, которую транслируют взрослые.
В 2022 году на русский язык были переведены две книги, которые посвящены нигилизму. Нигилизм – понятие, которое означает, что всё бессмысленно, все ценности обесценены, ничего не имеет значения. Если посмотреть культурную среду, в которой живет молодежь и которую она черпает из интернета, будет видно, что она живет во многом в среде, лишенной ценностей, – когда мир обесценен, онтология совершенно плоская, и ничто не имеет значения. В конечном итоге молодежь – а это существа чувствительные – впитывает проблемы, которые создает эта среда, эта культура. Таким образом, возникает много проблем, и в новостной повестке регулярно фигурируют какие-то случаи из школ или из университетов, когда мы видим трагические ситуации, совершенно чудовищные и ненормальные. Эти явления растут из того, что молодежь дезориентирована, она растет в культурной среде, в которой отсутствуьт цель и смысл.
Молодежь не знает, для чего быть добрым.
Мы говорим о грехе, но понимает ли нас молодежь, и понимаем ли мы сами, о чем говорим? «То нельзя, это нельзя», – говорим мы, а нас спрашивают, в чем греховность греха. «Вот, вы запрещаете мне что-то, но объясните мне, что в этом плохого!?» Зачастую оказывается, что мы сами не в состоянии объяснить и понять, в чем состоит проблема, почему мы одни вещи осуждаем, а другие, наоборот, принимаем. В результате оказывается, что ценности, о которых мы говорим, висят в воздухе, мы не можем молодежи объяснить, почему они должны быть приняты, мы не понимаем, как это укоренено в онтологии, то есть в той мировоззренческой системе, которую мы хотим отстоять.
Каким образом Церковь может давать радость и счастье? Это возможно только в том случае, если она будет говорить людям о красоте – красоте, совершенно забытой в богословии Нового времени и только сейчас начинающей возвращаться.
Надо сказать, что образ Церкви сейчас постепенно меняется. Если раньше Церковь ассоциировалась исключительно с запретами, с тем, что ничего нельзя, то с течением времени она всё больше и больше входит в культуру, и таким образом она может вернуть смыслы и ценности людям, в частности, молодежи. Она может показать, что мир не безнадежен и не бессмыслен.
Молодежи нельзя просто запретить – нужно показать альтернативу. Когда воспитываешь ребенка, нельзя ему говорить только «нельзя, нельзя, нельзя», нужно показать ему, что можно, продемонстрировать позитивный пример.
Что нам делать?
Подводя итог, должен сказать о том, что сейчас задача состоит в том, чтобы создать некую новую онтологию, некую мировоззренческую систему, которая была бы понятна как взрослым, так и детям, которая могла бы объяснить, в чем греховность греха, почему добро не нуждается в оправданиях, почему оно является естественным свойством всего живого, а также что в мире присутствуют не только борьба за выживание, но еще и мощные симбиотические процессы, без которых жизнь просто невозможна. На этих симбиотических процессах, каких-то элементах альтруизма, которые восходят к самым примитивным живым организмам, и держится всё созидательное в мире. Общество человеческое не может жить в ситуации ноогенного кризиса или невроза – всё начинает разваливаться, если люди перестают понимать, зачем им нужно добро.
Сейчас наступает время очень большой ответственности, связанной с осмыслением нашего положения в мире, с тем, какую мировоззренческую систему мы можем предложить как альтернативу. Это трудное время, как мы все понимаем, и именно сейчас мы должны максимально проявлять сострадание, дружбу, любовь. Приведу такой образ: если за окном холод, боль и страдания, минусовая температура, то в другой стороне обязательно должно быть тепло, чтобы эта любовь «конденсировалась», чтобы она становилась материальной, чтобы ее видно было.
Эта конденсированная любовь и есть то, к чему мы сейчас призваны. Мы должны, во-первых, осмыслить саму ситуацию, в которой находимся, осмыслить кризис. Мы должны понимать, что мы не можем жить только запретами, а должны давать кроме них некоторый положительный пример, созидать, давать позитивную повестку, программу, которая будет работать. Потому что, еще раз повторюсь, одними запретами нельзя воспитать. Есть такое понятие – «воспитание чувств», когда мы даем пример людям, когда человек становится мудрым и умным не столько благодаря своей эрудиции, сколько благодаря своим чувствам. Мы научаем человека чувствовать мир правильным образом. Единство чувства и понимания как раз может обеспечить стабильную мировоззренческую систему, которая могла бы помочь в этой ситуации.
Приведу цитату из Фридриха Ницше. Казалось бы, это прошедший этап, но, как показывает опыт, нынешнее общество, современная культура, особенно западная, живут в рамках этой довольно бессмысленной философии. Ницше пишет: «Что означает нигилизм? – То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем?"». В действительности у нас есть ответы на вопрос, зачем, жизнь дает нам эти ответы. Церковь содержит в своей богатой сокровищнице эти ответы.
Вопрос в том, как это всё раскрыть, как построить эту мировоззренческую систему, которая будет понятна. Потому что в рамках подлинной системы координат оправдывать добро не нужно, бороться с бессмысленностью не требуется просто потому, что можно увидеть другие примеры, можно узреть радость в людях, что являются ее носителями, содержат в себе эту, если угодно, пасхальную радость, которая не ограничивается одной ночью в году, которая повсеместна и наполняет жизнь смыслом. Если мы сможем утвердить эту систему координат, молодежь начнет это чувствовать. Они увидят, что родители радостные, и сами станут более радостными, они будут видеть позитивные примеры.
С одной стороны, это вещи банальные, я здесь ничего нового не скажу. С другой стороны – это та проблема, с которой мы сегодня столкнулись. Мы должны выработать адекватную, корректную онтологию, или мировоззренческую систему, которая будет устойчивой, которая не будет просто ценностью, то есть тем, что мы оцениваем, результатом договора, некой условностью, но будет тем благом, которое укоренено в природе.
Древние греки различали две позиции: с одной стороны, есть ценности конвенциональные, условные, потому что мы так договорились, а есть ценности природные. К ним относится, например, здоровье. Это то, что не нужно оправдывать, что естественным образом присуще и понятно человеку. Так и с понятиями добра, любви, со всеми ценностями, о которых мы говорим. То, что хочется внушить, мы должны не просто внушать, а раскрывать, показывать, что это существует само по себе, что это часть природного мира, который не разделяется на абстрактное, сверхъестественное и натуральное, природное, с которым мы знакомы.
Без фальши
Преодоление нигилизма – насущная современная проблема, которая нуждается в корректном осмыслении. Проблема эта касается и взрослых, и подрастающее поколение, потому что оно остро нуждается в смысле. Система культуры, которую мы предлагаем детям и подросткам, должна быть максимально открытой, она не должна сводиться к каким-то шаблонам и общим фразам, потому что те всегда чувствуют фальшь. Если мы сами не верим в то, что мы говорим, они сразу это распознают, они всегда это понимают. То, о чем мы говорим, должно быть подлинным для нас самих. Мы можем показать пример подлинной радости бытия, которая связана с красотой, добром, истиной. Если мы теряем основы истины, добра и красоты, мы теряем основания жизни.
Есть светлые радостные вещи, которые мы способны нести миру. Мы, как говорит апостол, должны непрестанно радоваться. Есть ли это в нашей жизни? Пусть каждый спросит свою совесть и ответит.
Публикация журнала «Вестник Архангельской митрополии»
Фото с личной страницы Алексея Гагинского в соцсети