В марте 2023 года вступит в силу ряд важных для водителей изменений. Изменятся правила дорожного движения для скутеров и других устройств индивидуальной мобильности, появится новая дорожная разметка и знаки. Весной также изменятся правила проведения экзаменов по вождению, а Агентство по безопасности дорожного движения вскоре сможет получать информацию об изменениях в состоянии здоровья водителей и при необходимости отзывать у них права. Давайте рассмотрим все реформы.
ПДД для самокатов, моноколёс и гироскутеров
Полгода назад власти одобрили и приняли изменения в правила дорожного движения для устройств индивидуальной мобильности (СИМ), но они вступят в силу с 1 марта 2023 года. Отсрочка была необходима для того, чтобы Федеральное ведомство по техническому регулированию и метрологии могло внести изменения в правила.
Любой электрический скутер, одноколесный велосипед, педальная лодка или аналогичное устройство теперь официально считается СИМ устройством. Это определение включено в Закон о дорожном движении, и для таких транспортных средств существуют специальные правила. Например, таким транспортным средствам разрешено двигаться со скоростью до 25 км/ч. Вес сим-мобилей на тротуарах, велосипедных дорожках и мостовых не должен превышать 35 кг.
Новые транспортные средства имеют собственные номерные знаки, а пешеходы имеют приоритет, например, при езде на скутере по тротуару. При переходе дороги владелец СИМ-карты должен выйти из транспортного средства и идти рядом с ним. На автомагистралях, где разрешено движение на велосипедах, они допускаются только по правой стороне дороги, и ездить на них могут только водители старше 14 лет. Максимальная скорость этих транспортных средств на дороге не должна превышать 60 км/ч. На автомагистралях использование сим-скутеров строго запрещено. Кроме того, электроскутеры должны иметь красно-белые огни и тормозную систему на дороге. Однако эксперты считают, что все меры, которые будут регулироваться ГИБДД, вряд ли окажутся эффективными.
Для СИМ был принят специальный ГОСТ, который вступит в силу 1 февраля 2023 года. В документе перечислены все технические требования к таким автомобилям (например, ограничение скорости 6 км/ч и звуковое предупреждение при движении задним ходом, ограничение максимальной скорости по конструкции 25 км/ч и система географического позиционирования для автоматического замедления при парковке). В настоящее время новый ГОСТ носит рекомендательный характер. Однако некоторые прокатные компании, такие как Yandex Go, уже объявили свои электрические педали соответствующими требованиям.
Новые дорожные знаки и разметка, запрет на остановку на островах.
В рамках того же пакета изменений в правила дорожного движения в России с марта 2023 года будут введены новые дорожные знаки, новая разметка и новые запреты для автомобилистов. Парковочные зоны будут разграничены знаками: зоны платной парковки будут обозначены синими линиями, зоны бесплатной парковки - белыми. Также приняты два новых дорожных знака: "Зарядка для электромобилей" и "Автобусы запрещены".
Новые запреты на въезд, остановку и парковку, а также барьеры для водителей и охраны были выделены в отдельные документы. Штраф должен был быть таким же, как и за езду по маршруту общественного транспорта: 1 500 рублей по всей стране и 3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге. Однако новые штрафы еще не включены в КоАП.
Поправки, касающиеся получения и изъятия водительских удостоверений
Новые изменения в водительских удостоверениях должны были быть введены 1 марта, но законодатели не смогли утвердить их до конца зимы. Однако закон все еще дорабатывается, а это значит, что изменения в процедуре получения и изъятия водительских прав могут произойти уже весной.
Во-первых, решено продлить срок действия водительского удостоверения с 1 января 2022 года до 31 декабря 2023 года, которое будет действительно еще три года. Однако если водитель намерен выехать за границу и использовать автомобиль там, продление водительского удостоверения будет обязательным. Штрафов за "просрочку" в стране не будет - и все изменения будут отражаться в базе данных ГАИ.
Во-вторых, если водитель откажется пройти медицинское освидетельствование или сядет пьяным за руль, ему будет запрещено сдавать экзамен в ГАИ в течение года после изъятия прав. В-третьих, группу D могут получить только водители со стажем не менее одного года в категориях В или С. А те, кто имеет стаж более одного года в категориях СЕ (грузовики с прицепами) и В, автоматически получат группу BE, которая необходима для управления тяжелыми прицепами к автомобилям.
Еще одна реформа касается аннулирования водительских удостоверений. Водительское удостоверение перестанет быть действительным, если будет установлено, что оно:
- оно было выдано на основании поддельных документов
- оно было выдано по ошибке;
- водитель не годен к вождению по медицинским показаниям;
- водитель не прошел предусмотренное законом медицинское освидетельствование.
Дорожная полиция будет иметь доступ к заболеваниям и результатам медицинских анализов.
Законопроект, содержащий новые правила получения и обмена водительских удостоверений, также предлагает новые правила сотрудничества между ГИБДД и Министерством здравоохранения. Водители должны будут пройти медосмотр и получить справку об отсутствии противопоказаний к вождению. Однако хранить этот документ будет необязательно. Ожидалось, что с марта 2023 года дорожная полиция сможет запрашивать данные в электронном виде непосредственно через Министерство здравоохранения. Однако систему создать не удалось, и закон не был принят.
В настоящее время законопроект о регулировании совместной деятельности врачей и ГИБДД прошел только первое чтение и ожидает окончательного заключения. Есть надежда, что принятие текста приведет к созданию Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
В настоящее время водитель обязан каждые 10 лет менять водительское удостоверение и получать новую медицинскую справку. Однако за это время некоторые водители могут серьезно заболеть и лишиться возможности управлять автомобилем. Информация от врачей будет поступать в USISS, и именно с этой базой данных теперь связаны системы национальных дорожных инспекций. Это позволит инспекторам увидеть новый диагноз и изъять водительское удостоверение. Чтобы вернуть права, водители должны будут пройти новое медицинское освидетельствование в течение двух месяцев. Если диагноз подтвердится или если гражданин не захочет проходить проверку, водительское удостоверение будет изъято.
Правила проезда перекрестков с круговым движением
С 1 марта правила проезда перекрестков с круговым движением будут вновь изменены. Однако изменения носят скорее разъяснительный характер.
До 2017 года водители на перекрестках с круговым движением должны были соблюдать правило "право проезда", то есть уступать дорогу тем, кто въезжает на перекресток. С 2017 года правило кольца стало основным (как и в других странах). Однако формулировка Правил дорожного движения была неверной. Пункт 13.11.1 Правил дорожного движения гласил, что водитель транспортного средства должен всегда уступать дорогу транспортным средствам, въезжающим на перекресток с круговым движением, тогда как в действительности знаки приоритета могли устанавливать иной порядок - например, приоритет мог иметь один из въездов на перекресток, половина перекрестка и один из выездов с перекрестка.
Теперь пункт 13.11.1 изменен: въезжающие на кольцо должны уступить дорогу, если они не находятся на главной дороге. Однако, если знаки "Право проезда" предоставляют право проезда въезжающим на кольцо, они не обязаны уступать дорогу. Другими словами, теперь водители должны однозначно следовать знакам приоритета, а если знаков приоритета нет, то кольцо является главной дорогой.