Вот тут у товарища Jordan Pryance возник вопрос: а получится ли это (применить техники айкидо) в стрессовой ситуации? Тем более, противник будет всеми силами этому мешать! Будет сопротивляться попыткам уложить себя, при этом будет стараться уложить тебя. А еще может при этом тебе пытаться в голову попасть...
В прошлой статье, которая была посвящена рассмотрению причин, почему "современное айкидо", которое многие почему-то считают "классическим", теряет свою изначальную эффективность и превращается в... в то, во что оно превращается, в качестве одной из причин я назвал пренебрежение техниками атеми, свойственными стилю айкикай хомбу (по которой и судят об айкидо в целом). В конце статьи я указал, что есть и вторая причина (конечно же, их гораздо больше), которая состоит в том, "что в айкидо принято отрабатывать одну технику, а не серию техник. Типа, своеобразный аналог иккен хисацу: одна атака – одна техника. По какой-то непостижимой причине считается, что укэ будет атаковать один раз и после выполнения атаки будет покорно плясать вокруг наге".
Собственно, вышеозначенный вопрос как раз и подтверждает эту проблему. И я могу на него честно ответить: У тех, кто "ходит на айкидо" 2-3 раза в неделю, занимается айкидо как методом физического, нравственного и, простигосподи, духовного самосовершенствования, шансы применить его против сопротивляющегося противника, который не хочет падать и всячески сопротивляется, стремительно приближаются к нулю. Тут как раз мы имеем тот случай, когда не благодаря, а скорее вопреки.
Правда, сразу же хочу заметить, что это нисколько не умаляет ценность практики айкидо как одной из форм физической культуры (во всей полноте данного понятия) и даже самосовершенствования, в том числе и, возможно, духовного – тут уж по вере вашей, как говорится, и будет вам. В конце концов, не самообороной единой. Не все страдают паранойей и считают, что каждый выход на улицу полон неожиданностей и смертельных угроз от различной шпаны, через одного владеющей боксом на уровне МС и сплошь чемпионами ММА.
Представьте себе, у людей могут быть и совершенно другие цели, и пресловутая боевая эффективность им до лампочки. Тем не менее, сейчас речь не о них, и статья эта не для них, а для тех, кто по какой-то причине считает, что если он занимается боевым искусством, то изучаемая техника должна быть рабочей. Даже если это айкидо. И это при том, что в айкидо меня интересуют совсем другие аспекты, но... на мой взгляд, одно должно идти под руку с другим. Вот таков мой каприз.
Причём тут иккен хисацу?
Есть такая концепция, которая изначально использовалась в кендзюцу школы Дзигэн-рю, а оттуда пришла в каратэ – иккен хисацу. Что-то типа замочить противника одним ударом. Вокруг этого ходит множество споров и пересуд, но проще всего представить это в виде нокаута с одного удара. На самом деле, сейчас речь не столько про один удар, сколько про одно действие или один результативный приём. Весь тренировочный процесс и "обусловленный спарринг" в айкидо (рандори), в сущности, построены на этой концепции. За очень редким исключением, отрабатывается одна техника на одну атаку. При этом атакующий (укэ) в результате выполнения техники – болевого контроля/удержания (осаэ вадза) или броска (нагэ вадза) не сопротивляется, а в случае броска выполняет страховку – укэми. На том всё и заканчивается. Однако тут очень уместна поговорка: гладко было на бумаге, да забыли про овраги... Дело в том, что подобная стратегия, присущая многим видам БИ и, собственно, и возводящих их, будучи осуществлённой, в ранг искусства. Айкидо здесь не исключение.
Я сразу попрошу "особо умных" комментаторов воздержаться от комментариев типа: 55 кг дедушка не бросит 100 кг мужика, это не осуществимо, и прочего бреда. Единственное, на что указывают подобные комментарии – на отсутствие ума и компетентности у комментаторов. Поверьте, всё это ещё как возможно, и автор неоднократно испытывал это на себе, будучи лично знакомым с 8-9 данами айкидо и дзюдзюцу преклонного возраста. "There are more things in heaven and earth, Horatio, Than are dreamt of in your philosophy". Не нужно считать себя самыми умными...
Кстати, есть такое японское БИ – иайдо (иайдзюцу/баттодзюцу), вся стратегия и техника которого построена исключительно на иккен хисацу. Мне кажется, никому не придёт в голову заявлять, что техника удара мечом на опережение не эффективна (как и скоростная стрельба из пистолета, использующая точно такую же концепцию). Что, неужели я ошибаюсь и найдётся умник смельчак, который захочет доказать обратное? Тем не менее, техника иай не подразумевает непосредственного фехтования. Однако ведь вполне может произойти так, что противник окажется искуснее и "фокус не удастся", потребуется продолжение. А тут уже без техник кендзюцу не обойтись. Точно так же и в каратэ... Фактически техники иай/батто являются вспомогательными техниками для кендзюцу. Лично мне сложно представить самурая, который владел техникой иайдзюцу, но при этом априори не владел кендзюцу. Вот только в случае айкидо по какой-то непостижимой причине никакого "продолжения банкета" не подразумевается.
И снова я хочу обратиться к "особо умным" комментаторам, которым всё хорошо известно, в частности, что во всём виноват Уэсиба Морихэй, который специально всё урезал, выдрал у техники айкидзюцу все зубы и сделал маркетинговую машину для зашибания бабла. Вы понятия не имеете, кем был данный человек. Что он умел, на что был способен, и уж тем более что именно он создал. Я не являюсь фанатом Уэсибы, но объективности ради, подумайте: где вы и где Уэсиба, который был одним из самых выдающихся будока своего времени в Японии, и это признавалось практически всеми мастерами японского будзюцу. Что сделал он, вписав тем самым своё имя в историю, и что сделали вы? Не нужно уподобляться Моське, лающей на слона, господа. Будьте скромнее.
Есть ли у меня объяснение этому феномену? Да, есть. Я думаю, что дело в том, что как раз перед большей частью довоенных учеников Уэсибы (как и перед ним самим) такой проблемы попросту не стояло, так как они прекрасно умели "продолжить". Многие из них являлись весьма продвинутыми специалистами в других направлениях будо, в том числе том же дзюдо. Проблема начал возникать с послевоенными молодыми учениками (большая часть из которых сейчас и является аксакалами айкидо, в том числе и айкидо айкикай. Многие (конечно, не все) из этих людей пришли в айкидо, не имея практики и опыта в других Би, в частности, в дзюдзюцу/дзюдо. Само же айкидо начало обрастать философской идеей, стало позиционироваться не столько как боевое искусство, сколько как способ самосовершенствования. Впрочем, я уже написал обо всём этом серию статей и не хочу повторяться. Особенно рекомендую прочесть вот эту.
Итак, в настоящее время в подавляющей части групп, изучающих айкидо, мы имеем метод тренировки в виде отработки отдельных техник. В отличии от дзюдо или дзюдзюцу никакого дальнейшего взаимодействия или развития ситуации не наблюдается и не изучается. Максимум, что мы можем увидеть – непрерывную атаку или серию атак в рандори.
Ох, да простит меня Александр Чуфистов – у меня нет цели его обидеть, но я не могу не привести в качестве наглядного примера его выступление и не подвергнуть это выступление критике (тем более, что мы с ним в одном ранге).
Я промолчу про то самое условное обозначение атэми, от которого нет никакого проку и которое делается чисто условно, суть не в этом. Думаю, что те читатели, которые занимаются дзюдо, дзюдзюцу, самбо или борьбой, точно также видят невооруженным глазом, что укэ вместо страховки имеет возможность бросить его и прекратить данные техники. Во всяком случае, я в состоянии это сделать не сильно напрягаясь, и лично для меня есть некоторые элементы исполнения, которые я не приемлю и просто не буду подыгрывать, делая укэми. Скажем так: я не вижу в данной технике безальтернативности для себя и необходимости делать укэми. Но для мира айкидо айкикай – это нормально...
А как же коэси вадза?
Справедливости ради нужно признаться, что я малость лукавлю. Есть в айкидо технический раздел, который подразумевает продолжение – каэси вадза – перехват инициативы. Но это:
- не совсем то же самое, что противодействие в виде сопротивления или дальнейшей борьбы;
- полноценно выполнимо и доступно на более высоких уровнях, так как подразумевает очень хорошие навыки у укэ.
И что нам с этим делать?
Что-что, если вам хочется, чтобы ваше айкидо перестало быть травоядным и беззубым, если вас беспокоит вопрос его боеспособности и прочие тараканы из этой оперы, то:
- Перестаньте воспринимать айкидо как отдельное направление и вспомните, что это по сути не что иное, как ответвление дзюдзюцу. Практически весь технический арсенал айкидо – это техники дзюдзюцу. Посмотрите в сторону дзюдзюцу или дзюдо. Приобретая навык борьбы, вы приобретёте понимание (и развенчание своих представлений) того, что с вами действительно может произойти в реальности, а не в тепличных условиях додзё. Например, что оппонент вместо привычного укэми может применить контр технику и бросить вас сам. Или выйти из вашего контроля и так же применить контр технику. В жизни именно так и будет. Что-то пойдёт не так... Практика борьбы меняет ваше мышление и заставляет избавиться от иллюзий. То же самое относится и к ударной практике, например, каратэ. Как правильно заметили несколько читателей, невозможно научиться эффективно защищаться, если вы не умеете эффективно атаковать сами и не понимаете, что может произойти далее. Это тоже особый тип двигательного мышления. Одно другому не мешает...
- Выкиньте из головы всю эту травоядную чушь, которую вам пытаются скормить как философию айкидо. В подавляющем большинстве случаев это не имеет к айкидо и "учению Уэсибы" никакого отношения. А то, что имеет, лично для вас, до достижения 4-5 дана, является совершенно бесполезным и даже вредным (да и то нет гарантии). Как точно подмечено в одной из книг Г.Л Олди: "Только научившись убивать, понимаешь, что можно и не убивать". Подобное понимание всегда вырастает само и только на основе ваших возможностей (или не вырастает). Миролюбие оправдано только тогда, когда вы сами способны причинить значительный вред. И только тогда оно чего-то стоит на самом деле. В противном случае это просто болтовня, понты и способ оправдать своё неумение.
Лично я по натуре своей весьма агрессивный человек. Именно занятия БИ, и особенно айкидо, позволяют мне держать эту агрессию под контролем и не выпускать своего мистера Хайда.
Ну, а если вас всё устраивает в своей практике, то не слушайте всяких троллей и продолжайте заниматься в своё удовольствие! Это лучше, чем ничего не делать. Главное, чтобы ваши занятия доставляли вам радость и чувство удовлетворения. Бог с ней, с этой эффективностью...