Найти в Дзене
Русская Майолика

Книжная графика русского модерна

Русский модерн — это отдельное направление нашего искусства, особенно выразительно проявившееся в неорусском стиле.

Модерн стиль синтетический, но не в смысле "искусственный", хотя строго говоря, само слово "искусственный" имеет тот же корень, что и слово "искусство". Однако никакой негативной коннотации в данном случае нет: синтетический, значит имеющий отношение к синтезу — способности соединять разрозненные вещи в единое целое, превращая и перерабатывая старые элементы во что-то новое, уникальное и невыразимо прекрасное.

Как европейский модерн включил в себя фрагменты восточного искусства, так и русский модерн извлек седую старину русского фольклора и, переосмыслив ее, создал уникальные по своей гармонии произведения архитектуры, живописи и скульптуры.

Очень ярким образцом неорусского стиля стала книжная графика эпохи модерна.

Борис Зворыкин
Борис Зворыкин

Конечно, все мы знаем главного нашего сказочника — Ивана Яковлевича Билибина, ибо на книгах с этими иллюстрациями мы росли и развивали свое воображение.

А сейчас я покажу работы еще нескольких художников той эпохи, которые иногда под влиянием И.Я. Билибина (а м.б. просто стиля модерн, поскольку у чешского художника Альфонса Муха применяются те же декоративные приемы), но с безусловным проявлением собственной творческой индивидуальности, внесли весомый вклад в искусство русской книжной графики эпохи модерна.

Итак,

Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов

Курдюмов Валерий Николаевич — российский художник серебряного века.

О Курдюмове мало, что известно в биографическом смысле. Даже в Вики нет статьи о нем. Известно, что художник работал во множестве проектов крупнейших издательств того периода — «Товарищества И. Д. Сытина и К» и «Мира искусств». Еще известно, что он был основателем московского дома-коммуны в Лефортове, где проживали и занимались живописью многие художники самых различных направлений. В 1905 году там жил Казимир Малевич, которого связывали с Курдюмовым теплые дружеские отношения.

Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов
Валерий Курдюмов

Тем не менее, нам остались работы Валерия Николаевича Курдюмова в многочисленных детских книгах.

Борис Зворыкин
Борис Зворыкин

Второй, более известный художник это

Зворыкин Борис Васильевич (1872-1945), по чьей открытке мы даже сделали гигантское керамическое панно для отеля «Билибинский Сад».

Панно по открытке Бориса Зворыкина для отеля «Билибин Гарден»
Панно по открытке Бориса Зворыкина для отеля «Билибин Гарден»
Борис Зворыкин
Борис Зворыкин

Зворыкин очень выразительный художник, его иллюстрации весьма орнаментальные и необыкновенно декоративные. Книжная миниатюра или оформление спектакля — работы Зворыкина отличаются повышенным вниманием к деталям и сложными композиционными решениями.

Борис Зворыкин
Борис Зворыкин

Художник много работает для издательств А.А. Левенсона, И.Д. Сытина, А.И. Мамонтова, И.Н. Кнебеля, А.Ф. Маркса. Его первым серьезным успехом стала публикация книги «Золотой петушок» в 1903 году.

Борис Зворыкин
Борис Зворыкин

В 1921 году он эмигрировал во Францию, где продолжил свою работу иллюстратора с издательством культуры «Анри Пьяцца», популярным многотиражным издательством «Фернан Натан», а также с русскими эмигрантскими издателями.

В 1925 г. в оформлении Зворыкина вышла книга «Золотой петушок и другие сказки» («Le Coq d’or et d’autres contes») А. С. Пушкина.

В отличие от московского издания 1903 года, парижское было выполнено в манере орнаментальной эстетики средневековой книжной миниатюры. Наивысшим достижением Зворыкина в его работе с «Пиаццой» стал «Борис Годунов» («Boris Godounov») А. С. Пушкина (1927). В этом роскошном библиофильском издании он достиг необычайного искусства в создании цельного ансамбля книги и разработке сложных орнаментальных композиций.

Георгий Нарбут
Георгий Нарбут

Еще один известный художник серебряного века — Георгий Иванович Нарбут (1886-1920).

Свою главную известность Нарбут получил в период работы на новообразованное украинское государство. Практически вся символика молодого государства принадлежала руке Нарбута — марки, деньги, герб, украинская иллюстрированная азбука и т.д.

Георгий Нарбут
Георгий Нарбут

Нарбуту покровительствовал Иван Билибин, принимая активное участие в судьбе художника. Так, например, по его протекции издатель газеты «Русское Чтение» Дубенский купил у Нарбута для издания иллюстрации к сказкам «Снегурочка» и «Горшеня», сам Билибин заказал молодому художнику несколько графических работ (обложку, рисунки загадок и концовки) для своего журнала. Осенью 1906 года И. Билибин снабдил Нарбута рекомендательным письмом к Н. К. Рериху, возглавлявшему школу Императорского общества поощрения художеств, в котором писал следующее:

Этот Нарбут снял у меня одну комнату. Я познакомился с ним только недавно. По-моему, он очень способный малый, но пока ещё (по юности) совершенно без индивидуальности. Он подражает моим первым сказкам, от которых я сам давно отказался, и не может ещё, кажется, понять, насколько они не то, чем они должны были бы быть. Я все время твержу ему, чтобы он искал себя… Потом он не умеет рисовать. Он хочет поступить в Вашу школу. Мне кажется, что это хорошо. Пусть порисует.

В начале весны 1909 года Георгий Нарбут впервые участвовал в самой представительной столичной выставке того времени — VI выставке Союза русских художников. В начале 1910 года Нарбут уехал в Мюнхен, где три месяца совершенствовал мастерство в студии графика Ш. Холлоши, изучал книги в Мюнхенской пинакотеке. Влияние на творчество Нарбута оказал немецкий график Эмиль Преториус, который в 1909 году основал в Мюнхене Школу иллюстрации и книжного дела.

Георгий Нарбут
Георгий Нарбут

Вернувшись осенью 1910 года в Санкт-Петербург, Георгий Иванович вскоре стал членом художественного объединения «Мир искусства», а в 1916 году вместе с Е. Лансере, К. Петровым-Водкиным, И. Билибиным он был избран в комитет этого объединения. С октября 1910 года Нарбут печатается в журнале «Аполлон», а затем становится постоянным сотрудником журнала. С 1913 года он также работал в качестве художника в редакции журнала «Гербовед», издававшемся в течение двух лет.

Члены объединения «Мира искусства» в большинстве своем оценивали высоко талант Георгия Ивановича. И. Я. Билибин даже сказал о нем:

Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант… Я считаю его самым выдающимся, самым большим из русских графиков.

После переезда в Киев в 1917 году Нарбут занимался созданием эскизов военных мундиров армии Украины, оформлением упаковок и этикеток для украинских товаров. Он создал украинские банкноты, грамоты, открытки и почтовые марки, а также проект игральных карт в стиле казацкой парсуны XVII—XVIII веков

Эрнст Лисснер
Эрнст Лисснер

Ещё один художник эпохи русского модерна — Эрнст Эрнстович Лисснер (1874-1941), происходивший из обрусевших австрийских дворян. Отец Лисснера был совладельцем известной типографии на Арбате, в которой выполнялись престижные заказы.

Эрнст Лисснер
Эрнст Лисснер

В 1898 году Эрнст Лисснер уже работает иллюстратором журнала «Нива». В 1900—1908 годах, продолжая рисовать для Нивы а также для журнала «Охота», учится в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, где его любимым учителем стал Илья Репин.

По окончании академии был удостоен звания художника за картину «Привет вам, богатыри труда!». В годы учёбы в Академии Лисснер начал иллюстрировать книги: «Сказка о лисичке-сестричке и волке» (М., 1900), «Горе» (М., 1902) — сначала для издательства Лисснера, затем — для издательств И. Д. Сытина и И. Н. Кушнерева.

Эрнст Лисснер
Эрнст Лисснер

В детских изданиях, оформлявшихся Лисснером, появлялись нарядные рамки вокруг рисунков, изящные буквицы и причудливые рукописные шрифты.

Эрнст Лисснер
Эрнст Лисснер

После октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны Эрнст Лисснер не прекращал работать и активно участвовать в бурной общественно-художественной жизни первого десятилетия советской власти. В 1918 году принял участие во II государственной выставке картин, где демонстрировал пять живописных картин с видами Боровска и Парижа, а также весенние этюды.

Эрнст Лисснер
Эрнст Лисснер

В 1927 году на 1-й выставке картин Общества художников имени И. Е. Репина выставил семнадцать живописных и графических работ.

Эрнст Лисснер
Эрнст Лисснер

Лисснер продолжал оформление книг: иллюстрировал рассказы Л. Н. Толстого «Для самых маленьких», произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Эрнст Лисснер
Эрнст Лисснер

В 1920-е годы входил в объединение «Искусство трудящимся» (1925—1928), в группу художников «Крыло» (1926—1928), в Общество художников имени И. Е. Репина (1924—1929). В 1920-х годах сотрудничал с музеем иконописи и живописи И. С. Остроухова.

Эрнст Лисснер
Эрнст Лисснер

Эпоха модерна дала миру и России множество выдающихся деятелей искусства, благодаря появившейся уникальной возможности соединять ранее несоединимые элементы, совмещать смыслы и стилистику разных культур и народов в одном произведении, извлекать забытые древности и творчески перерабатывая, вдыхать в них новую жизнь.

Книжная графика лишь один из видов искусства, но наверное ценнейший, поскольку на сказках растут наши дети и лишь в наших силах вложить в их головы смыслы и идеи, позволяющие передать эстафету русской культуры в веках.