Автор: Николай Чувиков
Давайте будем максимально откровенны: предыдущие два альбома Haken были не особо убедительными. У меня язык не повернётся назвать их плохими или даже посредственными, но они определённо не вызывали в слушателе таких эмоций как шедевры в лице "The Mountain" и особенно "Affinity". Уже на "Vector" стало ясно, что ребята из Haken решили делать упор не на атмосферу, мелодику и стилистическую разноплановость, а на техничность исполнения. Гитара Ричарда Хеншелла заняла центральную сцену, и на какое-то время группа превратилась в своеобразный артефакт его мастерства. На "Virus" этот перекос стал ещё более заметен: временами начинало казаться, что слушаешь не одну из лучших прогрессивных групп современности, а какого-то напыщенного YouTube-гитариста, который может и умеет мастерски перебирать по струнам, но при этом забывает о том, что делает музыку музыкой. Песни на альбоме звучали неубедительно, а местами очень даже однообразно, а эмоций весь этот инструментальный шторм не вызывал никаких. А ведь я, как и многие другие слушатели, обратил внимание на Haken именно из-за красоты их эмоционального посыла: "Atlas Stone" вызвала во мне такие возвышенные и романтические чувства, что я сразу же принялся копаться и понял, что свяжу свою жизнь с этой группой на долгие годы вперёд. А потом пошло и поехало: волшебная сказочность на "Celestial Elixir", яркая изобретательность на "Cockroach King", отважный взгляд в убежавшее от нас будущее на "1985", апокалиптический взрыв сверхновой на "The Endless Knot", захватывающий дух отрыв от земной тверди на "Bound by Gravity"... Надо ли говорить, что для "Vector" и "Virus" у меня таких вот восторженных слов и определений не находится?
"Fauna" с самого начала воспринималась мной как некий рубежный пункт. Я сразу же понял, что если Haken продолжат избранный ими путь и будут и дальше давить слушателя тяжестью и навороченностью гитарных партий, то я просто пожму плечами и пойду дальше. Как говорится, время идёт, люди меняются, а музыка - вместе с ними: и она не всегда может отвечать моим вкусам и интересам. По этой же причине я намерено игнорировал предваряющие выход альбома синглы - я не хотел этих маленьких кусочков, я хотел послушать альбом целиком и составить о нём впечатление как о едином творении. И вот, наконец, этот день пришёл...
Что же. Haken не подвели.
"Fauna" может и не достигает тех уровней волшебства, что были присущи "The Mountain" и "Affinity", но это определённый и очень уверенный шаг в сторону драматичной, сложной и сверхчеловеческой музыки, за счёт которой Haken получили признание во всём мире. Да, гитарные партии не потеряли своей тяжести, а Хеншелл продолжает работать на грани человеческих возможностей, но теперь, за счёт мелодики и драматизма, его инструментальные изощрения кажутся нужными и обоснованными. Звучание на "Fauna" утяжеляется тогда, когда это необходимо и ослабляет напор в более лирические и интроспективные моменты.
Помогает делу и интригующая концепция, которая определённо помогла музыкантам расправить крылья и соткать гораздо более разнообразную и экспериментальную музыку. Вокалист Росс Дженнингс утверждает, что исходная идея для концепции альбома была навеяна ему книгами Филипа Дика, в частности романом "Снятся ли андроидам электроовцы" (известен общественности по кинопостановке "Бегущий по лезвию"). В книге описывается киберпанковское будущее, где, среди прочего (я уж не буду весь роман описывать), вошло в моду заводить себе животных-андроидов, которые становятся чем-то вроде тотемного животного для человека. Эта концепция Дика тесно переплелась с изысканиями самого Дженнингса, который давно уже хотел посвятить один из альбомов Haken тотемным животным и вытекающим отсюда философскими выводами. Соответственно, каждая песня на "Fauna" посвящена тому или иному животному ("Taurus" - "Телец", "Nightingale" - "Соловей" и т.д.) и его связью с тем или иным человеческим психотипом. Интригующе, не так ли? Нет ничего удивительного, что и музыка группа расцвела самыми что ни на есть яркими красками.
В стилистическом плане здесь наблюдается синтез олдскульной прогрессивной направленности, которая придаёт песням с "Fauna" нужный уровень драматизма и патетичности, и новомодного техно-металлического звучания, что становится залогом неудержимого драйва и определённой футуристичности. Этот альбом определённо опережает своё время, и это становится заметно уже на открывающем боевике в лице "Taurus", который, однако, всё ещё не производит того самого чарующего впечатления. Зато вот последующие "Nightingale" и "The Alphabet Of Me" захватывают буквально с первого прослушивания и бросают слушателя в настоящий водоворот искромётных инструментальных партий и выразительных мелодий. Опять же - гитарная тяжесть ни в коем случае не кажется напускной, а все музыканты работают в унисон, не пытаясь вылезти на передний план и занять доминирующее положение (спасибо тебе, Ричард!).
Нельзя не отметить возвращение в строй клавишника Питера Джонса, который ушёл из группы в 2008, но был приглашён обратно на место Диего Техейды (покинул коллектив год назад). Его изобретательность становится залогом того, что такие песни как “Elephants Never Forget” навсегда войдут в золотой фонд прогрессивного металла. Именно он создал в песне одновременно волшебную и зловещую цирковую атмосферу, которая невольно напомнила мне о культовом фильме 1932 года "Уродцы".
Вернулись и джазовые интонации, которые превратили "The Mountain" в один из самых запоминающихся альбомов своего времени. В этом плане нельзя не выделить "Sempiternal Beings" и "Island in the Clouds", где вполне заметны как джазовые прогрессии, так и соответствующая мелодика. Также нельзя не выделить "Eyes of Ebony", которая звучит на удивление трогательно и проникновенно и почти доходит до тех же уровней проникновенности, что и "Bound By Gravity". Почти. Но это уже хорошо!
Как это не парадоксально, но откровенно слабых моментов на "Fauna" нет в принципе. Если о говорить о треках, которые не впечатляют или впечатляют меньше всего, то к таковым можно отнести "Taurus", которая звучит слишком в духе "Vector" и "Virus". На четыре минуты я даже испугался, что в этом ключе будет выдержан весь альбом, - но, слава Haken, нет. "Beneath the White Rainbow" тоже не производит должного впечатления, но, по крайней мере, она интересна в плане лирики. Так что рискну предположить, что она раскроется с новой стороны чуть позже.
Так и хочется сказать, что Haken "смогли взять себя в руки и выйти на правильный путь", но суть состоит в том, что для настоящих музыкантов нет никакого "правильного пути". Эти английские ребята творят ту музыку, что отвечает их внутренним творческим запросам в данный момент времени, а мы, как слушатели, можем лишь оценивать её в контексте нашего собственного восприятия. Так что кто знает? Может "Fauna" окажется одним-единственным "выстрелом в темноте", а потом Haken снова вернутся к своей гитарной мясорубке последних лет. Однако на данный момент я более чем рад: они снова смогли меня очаровать.
Понравилась рецензия? А я ещё и книги пишу! Мой первый роман "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести и добавить к себе в библиотеку здесь:
Лабиринт: https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город: https://www.chitai-gorod.ru/product/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-2944258
"Буквоед": https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112
Читайте мои книги на Целлюлозе: https://zelluloza.ru/search/details/120365/
Послушать альбом можно тут: https://vk.com/moscowmeltdown