Найти тему
ГЭС «Чернозём»

Какое место в России называют «‎Островом смерти»?

В июле 1930 года на мёрзлую землю острова Вайгач ступили 132 человека, 125 из них были заключёнными, командовал Фёдор Эйхман — первый комендант Соловецкого лагеря особого назначения. Это была геологическая экспедиция ОГПУ. Перед этими людьми стояла задача высадиться на острове и подготовить базу для зимовки.

Фото: radioiskatel.ru
Фото: radioiskatel.ru

За высадкой заключённых наблюдал ненец Вылка. Его чум единственный возвышался над берегом. Чуть позже познакомиться с десантом пришёл ненец Якова Тайбарея — он на собаках приехал из Хабарова, заброшенного поморского поселения, в котором оставались три избы да крохотная деревянная церковь.

Потом к экспедиции пришли и другие ненцы с севера и соседних островов. Вайгач был для них сакральным местом, населенным духами. Они называли его «Вай Хабць», что означает «остров страшной гибели» или «земля смерти».

Фото: varandej.livejournal.com
Фото: varandej.livejournal.com

Участники экспедиции основали посёлок Варнек. Сегодня Варнек единственный жилой посёлок острова. В нем около сотни жителей, большая часть из которых занимается оленеводством.

Добраться сюда можно лишь два раза в месяц на вертолёте или грузовом судне оленеводов.

Образцы местной руды отправлялись в Москву, где их анализ показал, что на острове залежи золота, серебра и платины. Но на практике их не оказалось. Вместо них заключённые обнаружили свинцово-цинковые руды и десятки древних ненецких идолов.

Вайгач занимает важное место в ненецкой мифологии — считается, что дети Вэсако и Хадако, двух главных идолов острова, разошлись отсюда по ненецким тундрам и стали их хрантелями.

На Вайгаче ненцы проводили жертвоприношения, ритуально убивали северных оленей, белых медведей и морских млекопитающих, проводили обрядовые танцы и соревнования. Святилища острова были местом для контакта с миром мёртвых.

Однако исследования учёных показывают, что часть идолов на острове куда древнее ненцев и их веры.

Фото:  arctic-russia.ru
Фото: arctic-russia.ru

Сказать, сколько всего святилищ было и есть на Вайгаче, трудно. Они созданы за счёт ландшафта (реки, сопки, утёсы, пещеры) и незаметны для непосвящённых. Важные культовые места были разрушены христианскими миссионерами ещё в XVII-XVIII веках, а ценные предметы, найденные экспедицией заключённых, не все дошли до музеев.

Из-за морозов и тяжёлых условий труда среди участников экспедиции была высокая смертность. Зимой трупы не хоронили, а спускали под лёд бухты. В 1938-м рудники, в которых добывали свинец и цинк, углубились настолько, что их стала затапливать вода. Экспедицию было решено свернуть.

Всех выживших заключённых не стали вывозить с острова, часть — отправили пешком в Воркуту. Многие из них погибли в пути.

После ухода экспедиции, в посёлке Варнек поселились ненцы. Они по-прежнему следят за идолами острова. Их святилища индивидуальны и имеют разный масштаб. Сакральные места делятся на те, что имеют значение для одной семьи, рода, племени, всего этноса. Их идолы защищают человека от рождения до смерти и приносят удачу в охоте, оленеводстве и рыболовстве.

«Рука самоеда несколькими взмахами топора сделала на обрубке дерева нос, глаза, остроконечную голову, наметила губы,
и чудовище готово»,
— писал Константин Носилов в очерке «На Новой Земле».

Фото: rusmystery.ru
Фото: rusmystery.ru

Святыня, сохранившаяся на Вайгаче до сего дня, — это семиликий идол Вэсако (да, это не частокол, а лица). Почему его головы остроконечные — у учёных несколько версий. Вероятно, когда-то рядом с ненцами жил более развитый народ, который носил остроконечные шапочки (о них пишут датские путешественники). А может, мастер просто не умел в те времена ровно закруглить брёвна.