Найти в Дзене
Kalacheva School

Как выбирать чёрную бумагу? (часть 1)

Оглавление

Всё больше художников обращают внимание на тёмную бумагу как основу для карандашных и пастельных зарисовок.

Художница Рузанна уже несколько лет создаёт максимально реалистичные зарисовки цветными карандашами на чёрной бумаге.

О том, как ориентироваться в многообразии предложений и на какой бумаге имеет смысл остановить свой выбор, Рузанна рассказывает от первого лица >>>

Пример работы Рузанны: цветные карандаши на чёрной бумаге
Пример работы Рузанны: цветные карандаши на чёрной бумаге

Чёрный чёрному рознь


На чёрной бумаге я рисую с 2017 года и за это время успела столкнуться с множеством трудностей, которых, надеюсь, информация в этой статье, поможет вам избежать ;)

Почти на всех блокнотах с чёрной бумагой пишут, что она подходит для графики и цветных карандашей. Но на практике часто обнаруживаю, что рисовать на ней карандашами невозможно. Обман получается? Или в чем же подвох?

Подвоха нет. Есть разные техники.

Если вы возьмёте пару хороших укрывистых светлых карандашей и нарисуете на этой бумаге небольшой скетч — это уже подтверждает написанное на блокноте.

Поэтому никаких претензий к производителям — они и должны рассматривать максимально широкий спектр вариаций использования их бумаги.

Пример работы Рузанны
Пример работы Рузанны

Работа в моей технике — это уже более узкая специальность, где нужно много смешивать карандаши друг с другом, накладывать много слоев, хорошо перекрывать бумагу, задавать хороший контраст, чтобы рисунок с бумаги выделялся. Чтобы максимально управлять процессом и самой прорисовывать нужные мне текстуры, а не использовать те, что навязывает мне бумага и которые никак не перекрыть. Поэтому к тестам бумаги на пригодность я решила подойти самостоятельно.

Какие же критерии у хорошей чёрной бумаги, которая бы подходила для той техники, в которой я рисую и которой обучаю на курсах «Карандашный реализм»?
Итак, обо всём по порядку...

Пример работы Рузанны из курса «Карандашный реализм»
Пример работы Рузанны из курса «Карандашный реализм»

Текстура


Текстура может быть от гладкой до совсем “ухабистой”.

По слишком гладкой текстуре карандаш будет скользить, практически не отдавая пигмент, а значит не сможет проявить максимально свою укрывистость и бумагу не перекроет. Также, при попытке добавить карандашных слоев мы увидим, что карандашам зацепиться не за что и слоя после третьего-пятого карандаши начинают просто скользить по уже закрашенной поверхности, не добавляя даже легкого оттенка.

Если мы возьмём бумагу с сильной текстурой, то увидим, что она вся покрыта “ямками” и “горками”. И тут первой проблемой будет заполнить все текстурные “ямки” для равномерности цвета. А второй, что по мере добавления цвета, чтобы заполнить “ямки” — с “горок” цвет, наоборот, счищается. И в итоге мы можем получить и довольно яркую контрастную работу на такой бумаге, но с проступающими серыми точками/линиями от текстурных “горок”.

В итоге, понимаем, что нам нужно что-то среднее: текстура должна быть, но легкая, чтобы не сильно выделялась и могла быть легко перекрытой карандашами, но также принимала слои карандашей и давала им возможность хорошо смешиваться.

ВАЖНО! Хочется отметить, что у некоторых текстурных видов бумаги бывает более гладкая обратная сторона листа, на которой тоже может быть комфортно рисовать.

Пример работы Рузанны
Пример работы Рузанны

Плотность

Плотность — совсем тонкая чёрная бумага мне встретилась только в самом первом моем чёрном блокноте (тетради?) в Китае в 2014. Они там продавались как оригинальные тетради для записей, а мне показалось интересным попробовать в ней порисовать. Из материалов у меня были только цветные карандаши. Рисовать было не очень удобно и дырок в бумаге я наделала тогда знатно, пытаясь хорошо прорабатывать рисунки. После той тетради я поняла, что стоит брать бумагу поплотнее.

Тогда я начала пробовать бумагу и 200+ и 300+ г/м2. Которая тоже не всегда подходила и оказывалась или слишком гладкой и не принимала слои или наоборот, была слишком текстурной. Или вообще это был картон, на котором проступала изнутри ребристая текстура.

Пример работы Рузанны
Пример работы Рузанны

Когда же в 2018 я попробовала блокнот Maxgoodz (135г) — на первых двух рисунках тоже были протерты пару дырочек и я почти отказалась от него, но решила дать ему ещё один шанс, дав себе установку не так сильно жать на карандаш, что конечно очень помогло, и, думаю, повлияло сильно на развитие моей техники, потому что проработка стала в разы детальнее и аккуратнее.

И тогда я поняла, что плотность не главное качество чёрной бумаги. Так как мне попадалась и тонкая, на которой рисовать было одно удовольствие, и плотная, на которой работать было невозможно.

Но я знаю, что для некоторых этот параметр может быть важен.

Поэтому, по плотности бумаги можете отталкиваться только от ваших личных предпочтений.

Пример работы Рузанны
Пример работы Рузанны

Чёрность

Чёрная бумага очень часто — очень тёмная серая.
Наша задача в рисунке показать максимальный контраст светлых участков объекта с его же темными частями и с бумагой. То есть, чтобы бумага выглядела частью композиции рисунка, она
должна быть не светлее вашего черного карандаша. Иначе получится эффект будто бумага у вас выцвела, и смотреться это будет уже не так эффектно.

Поэтому кроме белого карандаша тестируйте на кусочке выбранной бумаги и чёрный. Если он темнее, и вы хорошо видите штрихи, сделанные чёрным — лучше посмотреть еще варианты.
Финал 1 части, продолжение следует >>>

Также вас могут заинтересовать материалы, близкие по теме:

Как выбирать чёрную бумагу? (часть 2) >>>

Обзор материалов: чёрная бумага >>>

Как закупиться хорошими карандашами и не разориться? >>>

Точилка точит >>>