Найти тему
Михаил Драбкин

Что можно обнаружить на казанских окраинах и дальше окраин

-2

За полупериферией находятся могучие спальные жилмассивы, которых в Казани несколько и где живёт больше половины населения татарстанской столицы.

Добавьте описание
Добавьте описание

Картина, обычная для российского города-миллионника.

Добавьте описание
Добавьте описание

Самый динамичный и активно растущий "спальник" Казани протянулся полосой вдоль Большого Казанского кольца (проспект Победы) от Компрессорного на востоке через Азино до Горок и Танкодрома на юге города.

Добавьте описание
Добавьте описание

Эти микрорайоны в большой степени появились уже после 1991 года, и поэтому они оказались меньше затронуты той криминальной казанской атмосферой, и даже сейчас дышится тут по-другому.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

И даже часть местных улиц названа в честь каких-нибудь академиков (особенно в Азино) - прямо как в Москве.

Добавьте описание
Добавьте описание

В этом жилмассиве проживает несколько сотен тысяч человек.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Его юго-западная часть (Горки) находится в пешеходной доступности от станций южного радиуса Казанского метрополитена (Аметьево, Горки, Проспект Победы, Дубравная).

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Там же, на юге города, расположен один из крупнейших новых объектов в Казани - Деревня Универсиады.

Добавьте описание
Добавьте описание

Она была построена к одноимённым спортивным соревнованиям, которые проводились в городе в 2013 году.

Добавьте описание
Добавьте описание

Другой крупнейший жилмассив Казани - это Ново-Савиновский район.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Он тоже расположен на Большом Казанском кольце (проспект Хусаина Ямашева), но на севере города.

Добавьте описание
Добавьте описание

Он постарше и в эпоху расцвета "казанского феномена" был самым большим жилым районом города; по неофициальному названию района здешняя ОПГ именовалась "Квартала".

Добавьте описание
Добавьте описание

В северном жилом районе Казани живёт пара сотен тысяч человек.

Добавьте описание
Добавьте описание

Прямо посередине жилмассива, неожиданно - топкая территория с несколькими озёрами, следы старых торфоразработок.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Она частично превращена в казанский парк Победы.

Добавьте описание
Добавьте описание

На западе Ново-Савиново сливается с полупериферийными районами послевоенного времени: Казань довольно давно вытянулась на север, в сторону авиазавода.

Добавьте описание
Добавьте описание

Ещё до войны далеко на север, в сторону заводов из центра города вытянулась трамвайная линия, через несколько десятилетий её примеру последовала линия троллейбусная.

Добавьте описание
Добавьте описание

В последние десятилетия из центра на северную периферию на электротранспорте уже не доедешь: трамвайная линия туда теперь идёт только от Большого Казанского кольца, а прямой троллейбус отменили. Зато в конце 2000-х - начале 2010-х на север ушла единственная казанская линия, и несколько станций северного радиуса метрополитена ("Козья Слобода", "Яшьлек", "Северный Вокзал") теперь обслуживают в том числе и здешние спальные микрорайоны.

Добавьте описание
Добавьте описание

Интересно, что крупнейшие жилмассивы Казани вытянулись не вдоль мощных радиальных магистралей, как это чаще всего бывает.

Добавьте описание
Добавьте описание

А вдоль называемого "Большого Казанского кольца", которое на самом деле полукольцо (или две трети кольца), и на севере, востоке и юге обладает чертами скоростной автодороги. Последние на данный момент участки были пробиты в 2000-х - 2010-х годах в рамках реконструкции города.

Добавьте описание
Добавьте описание

Здесь проложена и самая загруженная в городе трамвайная линия, на этом участке приближенная к легкорельсовому транспорту, действует несколько полноценных разноуровневых транспортных развязок.

Добавьте описание
Добавьте описание

По сути дела, именно Большое Казанское кольцо, а не радиальные улица Баумана, проспект Ибрагимова или Сибирский тракт - главная улица татарстанской столицы, что уже делает Казань городом несколько децентрализованным.

Добавьте описание
Добавьте описание

Есть на казанских окраинах и промзоны - хотя в целом татарстанскую столицу сложно назвать крупным индустриальным центром. Прежде всего, это север с авиазаводом (самое прославленное казанское промышленное предприятие), моторостроительным, вертолётостроительным, нефтеперерабатывающим заводами. И юго-запад, старая промзона, за советское время вытянувшаяся к городской окраине.

Добавьте описание
Добавьте описание

Там находится множество заводов поменьше, много и просто обеспечивающих нужды города предприятий (ТЭЦ, например).

Добавьте описание
Добавьте описание

Важное преимущество юго-западной промзоны - непосредственный выход к Волге и городскому речному порту.

Добавьте описание
Добавьте описание

В плане топонимики татарстанская столица - один из самых свободных от советского наследия российских городов: в Казани, конечно, есть улицы Карла Маркса, Ульянова-Ленина (тем более что он учился в местном университете), и Баумана (главная пешеходная зона), но они не доминируют в городском пейзаже.

-34

Уже в советское время важное место не только в Казани, но и во многих других татарстанских городах занимал Муса Джалиль - татарский поэт и военный корреспондент, замученный нацистами в берлинской тюрьме.

-35

Многое было переименовано в честь разных деятелей татарского народа, а иногда и иностранцев из тюркского мира (например, улица Назарбаева). В этом проявляется как некая национальная ориентированность Татарстана, так и качество местного управления: новые названия, названия в честь местных или близких местным жителей известных людей или объектов - это тоже признак движения вперёд.

-36

В настоящее время рост Казани происходит в большой степени за счёт развития двух основных жилмассивов, как юго-восточного (Азино и окрестности), в том числе застройки сопредельной территории старого аэропорта, так и северного (в основном северный берег Казанки).

-37

Но крупнейший пример комплексного развития территории на новом месте - это район "Салават Купере" на северо-западной окраине города, за химическим заводом "КазаньОргСинтез". Ну и ещё разрастаются малоэтажные окраины Казани, прежде всего на востоке (за Азино). Казанскую агломерацию сложно назвать особенно большой, но она и не маленькая: татарстанская столица здесь, как и во многих других аспектах, "крепкий середнячок" среди российских городов-миллионников. Казанская агломерация концентрирует около 1.7 млн. чел. населения, т.е. где-то на 40% больше чем сама Казань.

-38

Как это часто бывает с агломерациями, Казань с пригородами вытянулась вдоль основных транспортных путей, которых тут два, как и магистральных направлений железной дороги - на запад (до Зеленодольска, Свияжска, марийского Волжска) и на северо-восток (до Арска).

Добавьте описание
Добавьте описание

Западный "протуберанец" агломерации протянулся ещё и вдоль левого берега Волги.

Добавьте описание
Добавьте описание

Есть ещё "южный луч" - широкая полоса, уходящая в сторону аэропорта, вдоль автодороги; она не такая длинная, как полосы пригородов на запад и на северо-восток.

-41

Полоса Казанской агломерации протянулась более чем на 100 км, но в ширину она не превышает 40 км (в районе самого города Казани). Ближняя зона агломерации (до 35 км от центра города, 10-20 от границы Казани) - это в основном частный сектор с ядрами плотной городской застройки в крупных посёлках. В то же время, дальше от Казани попадаются более крупные населённые пункты, жители которых меньше связаны с Казанью по роду деятельности и которые сформировались ещё до вхождения в состав агломерации.

-42

Есть даже несколько городов, в том числе один крупный (Зеленодольск при судостроительном заводе и железнодорожной станции) и один научно-образовательно-инновационный центр всероссийского масштаба, который так и называется: Иннополис.