Найти тему
Лахта Центр

«ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ» В МАНЕЖЕ

В феврале 1673 года, 350 лет назад, под Москвой, в селе Преображенском, царь Алексей Михайлович смотрел балет об Орфее и Эвридике. Это был первый русский балет. Его поставил офицер инженерных войск Никола Лима на сцене специально построенного придворного театра — «комедийной хоромины». Открытие выставки «Первая позиция. Русский балет» в Манеже приурочено к этой дате.

Эволюция сценического костюма балерины.
Эволюция сценического костюма балерины.

На экспозиции удалось собрать тысячу предметов и артефактов из 40 архивов, музеев, библиотек России. Их объединили в тотальную инсталляцию, где современное цифровое искусство органично взаимодействует с живописными шедеврами Михаила Врубеля и Натальи Гончаровой, Зинаиды Серебряковой и Александра Головина, а расшитые птичками домашние тапочки Петра Ильича Чайковского зарифмованы с одновременной демонстрацией десяти вариантов «Танца маленьких лебедей» на мониторах.

Т. К. Ногинова. Костюм Жар-птицы с головным убором из балета «Жар-птица». Пермский театр оперы и балета им. Чайковского, 2019 г.
Т. К. Ногинова. Костюм Жар-птицы с головным убором из балета «Жар-птица». Пермский театр оперы и балета им. Чайковского, 2019 г.

Экспозиция имеет пять тематических разделов — «Царская ложа», «Русский дух», «Советский балет», «Школа», «Костюмерный цех».

Царская ложа

В этой части экспозиции зрителю предлагают запустить красной кнопкой кинетическую инсталляцию «Корсар» и разглядывать работу механизмов театральной машинерии в ХIХ веке. По изящному макету представлять себе отсутствующую с 1933 года вторую картину первого акта «Лебединого озера» в постановке Мариуса Петипа. Сейчас встречу Одетты и Зигфрида танцуют без группы заколдованных девушек. По нотациям хореографа Александра Горского воображать «Спящую красавицу» 1895 года. Выставка не только показывает экспонаты, но и запускает фантазию и ассоциации.

В «Царской ложе» соседствуют парады и балеты — проекция «Парада на Царицыном лугу 6 октября 1831 года» Григория Чернецова невероятно схожа с расстановкой танцовщиц кордобалета из «Восстания в серале». А коронационный альбом Александра III и Марии Федоровны и сам выстроен как спектакль. Балет как никакое другое искусство пришелся к императорскому двору с его расстановками действующих лиц, милыми страстями и увлечениями дивами.

Н. C. Гончарова. Апостол. Эскиз костюма к балету «Литургия». Антреприза Сергея Дягилева «Русские сезоны», 1914–1915 гг.
Н. C. Гончарова. Апостол. Эскиз костюма к балету «Литургия». Антреприза Сергея Дягилева «Русские сезоны», 1914–1915 гг.

Русский дух

Раздел об антрепризах Сергея Дягилева. В кадрах черно-белой кинохроники мелькают лица Нижинского, Кшесинской, Баланчина, сердечная встреча Дягилева со Стравинским. Тут же чувственные эскизы к «Нарциссу» Леонида Бакста, экспрессивные костюмы Натальи Гончаровой к «Литургии». В отдельной комнате фотоснимки Тамары Карсавиной — дива позировала влюбленному в нее Альфреду Эберлингу. «Русские сезоны», балеты на музыку Игоря Стравинского «Жар-Птица», «Петрушка», «Весна священная» удивили и влюбили Париж навсегда.

Танцкласс Леонида Сарафанова.
Танцкласс Леонида Сарафанова.

Советский балет

Эта часть выставки начинается с театральной кассы и объявления «Билетов нет». В экспозиции и Плисецкая с Гагариным, и ансамбль Игоря Моисеева с записью «Яблочка», и герои «Спартака» в постановке Юрия Григоровича.

Школа

На втором этаже Манежа зрителю предоставляется возможность тихо посидеть на танцклассе Леонида Сарафанова и подслушать его реплики ученикам у станка. Видео размером больше человеческого роста показывают на нескольких мониторах, движения танцовщиков в режиме реального времени видно, как под увеличительным стеклом. В разделе «Анатомия балета» — работу мышц и механику сложнейших поддержек показывает мастер дуэтного танца Марат Шемиунов. Каждая поддержка сжигает 700 калорий энергии.

Игорь Стравинский и Сергей Дягилев, кадр кинохроники «Дягилев: окно в Европу».
Игорь Стравинский и Сергей Дягилев, кадр кинохроники «Дягилев: окно в Европу».

Костюмерный цех

Парад вечерних платьев по мотивам балетов и инсталляция из 16 фигур балерин. Фигуры сделаны из папье-маше по историческим размерам танцовщиц начиная с 1860 годов и до сегодняшнего дня. Они показывают не только как менялась длина балетной пачки, но и как эволюционировал эстетический идеал — от тонкой талии и округлых плеч эпохи романтизма к длинноногим посланницам другой вселенной. По словам скульптора Павла Игнатьева, одна из фигур точно соответствует размерам Матильды Кшесинской — 92-44-90 и рост 150 см. В числе экспонатов реликвии. Пачка Галины Улановой для партии «Умирающий лебедь», пуанты и платье Матильды Кшесинской, личные вещи Агриппины Вагановой, Вацлава Нижинского и Александра Бенуа, афиши «Русских сезонов». Фарфор, скульптура и даже мультфильм «Свадьба Коломбины и Арлекина» 1909 года.

Балетный станок, у которого могут сделать фотографии все желающие.
Балетный станок, у которого могут сделать фотографии все желающие.

В рамках проекта в Манеже пройдут выступления артистов, лекции и дискуссии. Выставка удивительно демократична и рассказывает о высоком на простом и доступном языке. Все французские балетные понятия легко не только объясняют, но и наглядно показывают. Первая позиция — пятки вместе, носки врозь.

Выставка продлится до 21 мая.

Текст и фото Михаила Борисова