Ссылка в Сибирь у многих ассоциируется с безрадостным существованием в холодных краях. А вот что сосланные декабристы вели в изгнании насыщенную жизнь, занимались хобби и помогали местным, знают далеко не все.
Память об этом хранит один из самых уютных городов Тюменской области – Ялуторовск. Именно там жили девять участников восстания на Сенатской площади.
Первый фруктовый сад
Первый поселенец из числа декабристов появился в Ялуторовске в 1829 году. То был 49-летний барон В. К. Тизенгаузен, который построил красивый дом на окраине города.
Василий Карлович любил играть в шахматы и коллекционировал предметы искусства: в его подвальном этаже стояли большие статуи нимф, фавнов и олимпийских богов.
Ялуторовчане ссыльного полюбили. Он не пугался сибирских морозов, был общителен, охотно рассказывал о семье, о работе на каторге и рудниках. Местные говорили: «Тизенгаузен — хороший и честный человек, поведения примерного, очень трудолюбивый».
Трудолюбие его принесло городу плоды в буквальном смысле. На заброшенном пустыре около дома барон решил заложить плодовый сад и культивировать яблони – первым в Сибири!
Он сам копал землю, сажал деревья, возил в тачке дерн и чернозем, пошучивая: «На каторге выучился». И уже через несколько лет ялуторовчане ели первые яблоки.
Как учителя «чертом» прозвали
И. Д. Якушкин жил аскетично, слыл чрезвычайно начитанным и ученым человеком. При этом в общении был прост, любил детей и никому не отказывал в помощи.
В Ялуторовске декабрист занимался ботаникой, философией, историей, математикой, мастерил научные приборы.
Во дворе его дома стоял столб с ветромером для метеорологических наблюдений. А составленные им карты получили высокую оценку Географического общества.
Днями пропадал Якушкин в лесу и в поле, собрал два гербария. Один — в 300 растений – отправил другу, второй — более обширный — в Москву. Гербарий этот имел большую научную ценность.
Летом Иван Дмитриевич подолгу купался в реке, зимой катался на коньках на окрестных водоемах.
Прежде ялуторовчане коньки не видели, так что, выписав невиданные в здешних краях приспособления, декабрист собирал толпы зевак, а дети и вовсе окрестили его «чертом».
Много сделал Якушкин для сибирского просвещения. В 1842 году он открыл школу для мальчиков, а в 1846-м – всесословную школу для девочек, единственную от Урала до Дальнего Востока. Сам готовил учебные пособия и преподавал французский.
Хозяин светского салона
М. И. Муравьев-Апостол был переведен на поселение в Ялуторовск в 1836 году. Человек мягкий и общительный, он любил музыку, историю, много читал, занимался хозяйством, обожал охоту, следил за газетами и журналами, готовил кофе по собственному рецепту – густой и терпкий.
Имея средства, Матвей Иванович помогал нуждающимся, лечил местных жителей. После смерти маленького сына взял на воспитание двух девочек, которых обучил различным наукам, грамоте, иностранным языкам и игре на музыкальных инструментах.
Гостеприимный дом его стал в Ялуторовске культурным центром, где устраивались литературные и музыкальные встречи. По вечерам здесь звучал клавесин, играли в карты, читали газеты и книги.
И в суде, и в музыке
Потомок древнего рода И. И. Пущин в Ялуторовске прожил 13 лет, и с самого приезда в 1843 году пользовался среди горожан большим уважением и любовью.
Пущин занимался сельским хозяйством, принимал участие в просветительской деятельности, а главное, не раз становился заступником попавших в беду, помогая выигрывать тяжбы в суде. В его доме несколько лет жили вдова и дети декабриста Кюхельбекера.
Кстати, именно Иван Иванович выписал в Ялуторовск первый клавесин, который позже подарил Муравьеву-Апостолу для его светского салона.
Столяр, лингвист и огородник
Князь Е. П. Оболенский прибыл в Ялуторовск в один год с Пущиным. Было ему тогда 47 лет.
Евгений Петрович увлеченно помогал Якушкину в занятиях: преподавал в школах, позже инспектировал их. В свободное время столярничал, резал по дереву, увлекался огородничеством и садоводством. В совершенстве знал латынь, греческий, французский, немецкий и английский.
Спустя два года в Ялуторовске декабрист обрел свое счастье – женился на местной жительнице Вареньке Барановой, няне детей Пущина. Оболенский активно занялся образованием и воспитанием жены, и бывшая крестьянка достойно вошла в светское общество.
От благодарных потомков
Ссыльные декабристы внесли огромный вклад в жизнь не только Ялуторовска, но и всего края. Их ценят за развитие просвещения и культуры в Сибири, самоотверженную помощь людям.
И сегодня в память о них в городе проводится множество мероприятий, а потомки со всего света приезжают, чтобы посетить дома-музеи прадедов, принести в дар их вещи и просто посмотреть, как жили декабристы. Приезжайте и вы!
Подробнее об этих и других фактах вы можете узнать, посетив Историко-мемориальный музей в Ялуторовске, расположенный по адресу: ул. Революции, 75.
Режим работы: вт. –вс. с 10:00 до 18:00.
Тел.: +7 (34535) 3-16-58, 2-01-94.
Автор: Анастасия Михалева