Ошибка покаяния имеет причины и приводит к худым последствиям. Чем быстрее человек, совершивший такую ошибку, поймет и исправит ее – тем лучше будет ему и быстрее изменится жизнь к лучшему. А где лучшее – там Бог.
Об этом и история ниже.
Благословенный труженик.
В перечне «личных» грехов Кирилла не значилась лень. Он по жизни был тружеником. Во всех областях жизни. Но если мы подумаем о нем, как об этакой «лошадке», которая уныло везет воз, то ошибемся.
Кирилл работал на благо, а не на изнурения. Попробуй его оседлай, заставив работать просто так: где сядешь – там и слезешь. Он и работы такие выбирал, где его труд приносит благо, прибыль. Если ошибался – то прощался с компанией, с людьми там, и искал другую.
Но Кирилл был еще и благословенным человеком, что немаловажно. Благословенность давала ему христианская жизнь.
В ранней юности он крестился во Христа. Ему нравилось христианство. Это была его культура, его религия, его дух.
«Благодать и истина была дана человечеству через Христа» - так говорит апостол Иоанн Богослов в своем евангелии. Так и есть в жизни. Кириллу нужна была в жизни эта благодать и истина. Только ли ему?
Кирилл, в глубине души, считал, что так все хорошо у него складывается не потому что он «пахарь» (дураков работа любит, дело не в этом), а что в труде своем (самом разном) с ним Бог его – Христос.
Что дал Кириллу Христос и христианство?
Кирилл нашел себя в жизни, нашел дело, которое ему нравится (работал он в представительствах иностранных компаний в России, где все по уму и порядку, плодотворно), много учился и учился важным вещам, у него было много хороших знакомых. Все это стало происходить с ним, приходить в его жизнь после Святого Крещения.
У Кирилла пошли дела. У него пошли доходы. У него пошел успех. И все это шло изнутри, он чувствовал внутренние силы и внутреннюю радость. Это не был какой-то подарок извне лентяю. Это заслуженные плоды благословенного труда Кирилла.
Кирилл был практичным человеком, умел правильно распорядиться доходом. Не тратил на ерунду. Покупал недвижимость, клал на счета, чтобы деньги работали.
Тогда Кирилл воспринимал Христа, как Того, Кто подает, Кто открывает ему возможности. И искренне благодарил Господа.
Напасть
Но жизнь не устроена идеально. На всякое добро приходит и зло. На всякое движение приходит и сопротивление. Куда не глянь в жизни – везде так.
Пришла беда. Изменился политический дух в России (от свободы предпринимательства к гос диктатуре), а с ним и многое другое дурное пришло. Что сработало и на рынке труда, он ухудшился. Упал серьезно, и уровень доходов и качество товаров, которые на них можно обрести.
Работа стала дурной, не интересной, «на выживание», стрессовой. Кирилл чувствовал, что ему не приносит радость ни такая работа, ни такая жизнь.
Не труд благословенный, а насилие.
Но тут случилось и другое в его духовной жизни.
Кирилл в противовес серости и давлению жизни стал искать яркости в ней. Известный прием, но часто обманчивый.
А что дает быструю и сильную яркость? Правильно, страсть. И чем хуже жизнь – тем большая яркость страсти требуется в противовес.
Кирилл стал потакать разным своим страстям, получал яркость жизни и тем самым впутался в демонические сети тьмы.
Многое доброе, накопленное и бывшее в нем, разрушилось.
Если раньше внутри Кирилла светился свет внутренней радости и все получалось, то сейчас было мрачное, мутное состояние. Будто он умер или при смерти, или "в гробе". Он ничего не хотел, ничего не шло, ночами мучали кошмары. Ад при жизни. Иначе не назовешь.
Если раньше Кирилл легко и радостно постился и ему это помогало, давало силы духовные и стройность телесную. То теперь он стал соблюдать какие-то странные посты: накидывался на постное мучное в огромных количествах, стал как боров, апатичный и ленивый.
Изуверский пост. А Кирилл не находил в себе внутренних сил поститься иначе.
Обращение ко Христу
Кирилл обратился ко Христу, стал чаще посещать церковь (хотя в хорошие годы он особо в нее не ходил). У него Бог был в реальности и он в ней соприкасался с Ним.
Кирилл думал (или наивно, прелестно, верил), что через внешнее посещение церкви и активные просьбы ко Христу, Христос откроет ему возможности и благословит его труд. То есть вернет прежнюю, хорошую жизнь.
Все наоборот.
Но этого не происходило. Все шло вплоть до наоборот. Чем больше усилий он затрачивал, тем сильнее усиливалась напасть.
Кирилл активно воссылал молитвы Богу: помоги мне вернуться в прежнюю жизнь. Но жизнь не возвращалась.
Священники.
Ему попадались отзывчивые священники в церкви. Они бы и рады были помочь, но Кирилл видел, что кроме сочувствия, утешения и общих богословских слов, цитируемых из святых и Евангелия, он не обретает искомых изменений. Священники все ему желали помощи Божьей. И может быть, втайне, молились за него.
Демонические вопросы и мысли.
Все благословенная жизнь закончилась? Или уже жизнь заканчивается?
Реальность ухудшалось, ухудшался и сам Кирилл. Толстый, ленивый, много просящий у Бога, и бесплодно работающий.
Кирилл часто исповедовался, думая, через это очиститься от зла, что забрело в него. Но такая исповедь не помогала.
Ему приходили мысли на ум:
«Ну, что веришь – и что обретаешь? Ну, что надеешься? Ну, надейся. Каешься – ну, кайся. Что с того? Где жизнь?»
Когда Кирилл читал молитвы подготовки к Причастию строчки расплывались у него перед глазами. Он не чувствовал, не понимал. Он на автомате все это читал.
Если бы это было день или два. Это состояние было не один год. И год от года становился все хуже.
К старцу Герману.
В лучшие времена юности Кирилл ездил в Троице Сергиеву Лавру с родственниками: мать и ее близкие подруги. Кирилл был там полдня, уехав потом, а мать с подругами осталась на 3 дня. Жила в паломнической гостинице, ходила к отцу Герману на службы. Вернулась оттуда обновленная.
Кириллу тогда это было не нужно. У него тогда и так все шло хорошо.
А сейчас, когда жизнь так ухудшилась, он решился тоже съездить к старцу Герману. И у него было интуитивное чувство, что он получит нужные ответы, прольется Свет на него.
Совет старца Германа
Кирилл рассказал ему о своей боли. Что у него ничего не идет в жизни и даже покаяние не идет, строчки расплываются перед глазами покаянных молитв.
Опытный духовник уловил в чем дело, и сказал:
«Ты что-то делаешь сейчас не по Богу. Попроси у Бога разумения понять, что именно не так и прекрати это делать. Как прекратишь, так вернуться к тебе силы и все пойдет как надо».
Нужное покаяние.
Кириллу открылся спасительный смысл данного совета. Уразумел, как при Свете.
В период пустоты и бесплодности, чтобы разнообразить свою жизнь, стал вносить в нее яркость страстей. Самых разных. И повредил своей душе и духовной жизни. Сам растлил себя.
Пока он не осознает и не прекратит делать это – ничего не вернется, хоть он каждую секунду будет просить у Господа вернуть ему прежнюю жизнь.
Не о том просить надо, а о даровании покаяния, чтобы через него получить силы.
То, что он делал в своей духовной жизни, когда ему стало плохо, нельзя назвать покаянием. Это было лишь называние грехов, без разумения видит ли он реальные истинные грехи, как причины напасти или тупо называет их «по заданному кем-то списку».
Но самое главное, что все это действо происходит без прекращения потакания страстям. Это формальный отчет Богу в надежде получить «бюджет блага» от Бога. Но Бог не чиновник.
Бог спасает не тех, кто «отчитывается перед руководством за отчетный период», а кто истинно осознает и кается в истинных грехах, как причинах реальной напасти.
Когда Кириллу все это открылось, он смог исправить ошибку своего покаяния. Тогда он ясно вычитал все покаянные молитвы, попросил о видении грехов, и ему открылось что именно является в нем причиной напасти.
В этот период трудностей надо было припадать к Богу, ища Его Свет и Промысл, а он как бабочка полетел на обманчивый свет страстей демонических. Подменил Свет Божий демонической яркостью.
Именно это он исповедал, это осознал, покаялся. И прекратил это делать. Сначала своим волевым усилием, потом и Бог дал дополнительные силы, от Себя.
Бог принял его покаяние и очистил его. Ошибка покаяния была исправлена.
Изменения.
Они пришли в такой последовательности.
Сначала Господь, через исправленную ошибку покаяния и правильное покаяние, вернул внутренние силы: моральные, духовные, интеллектуальные, душевные, телесные.
Кирилл выбросил все «булочки» поста и провел качественный пост, на воде, с Евангелием. Это принесло ему еще больше внутренних сил. Ему вернулось благословенное состояние титана, что было раньше. Он ожил.
Пришла ясность ума в истине и жажда делать важное.
Потом, Господь открыл Кириллу и возможности. Ибо Господь мудр. Зачем силы, если их некуда девать? Под силы нужны и благословенные возможности. Сами по себе силы, скорее проблемы, чем благо. Ибо не знаешь, куда деть.
А деть надо куда? В труд. В рабский? Обереги Бог. Нет, в благословенный, от Бога.
В том, что раньше казалось Кириллу стеной, похожей на крышку его гроба, теперь открылся проход. Возможности работы по удаленке с иностранными партнерами, новые возможности работы и здесь, но не офисной, а творчески - коммерческой.
У Бога обителей (читай, возможностей) много. Если человеку кажется, что возможностей никаких нет, то это ему по - человечески кажется. Бог открывает возможности, открывает глаза человеческие на реальные возможности.
Кирилл опытно увидел, что открывает Бог возможности не когда целый день у него просишь слезно – открой мне Бог, открой мне Бог, а когда прекращаешь творить безбожное, осознаешь ошибку, каешься. Ты идешь таким покаянием к Богу навстречу. А он идет к Тебе, как Любящий Отец к сыну, чтобы выручить.
Послесловие.
Не стоит делать окончательный вывод: я каюсь, а ничего не приходит. К чему каяться?
Если не приходит – значит нет покаяния, ошибка в нем.
Когда покаяние есть – оно творит чудеса и открывает возможности жизни.
Бог принимает истинное покаяние, как оставление того, что является ненужным, ложным, ошибочным, безбожным.