Я проживаю в славном сибирском городе Тюмени. Это так сказать северо-запад Азии. Я можно сказать прирожденный азиат, почти всю жизнь прожил в Сибири. Поэтому меня все время тянуло попутешествовать по «Европам». И четыре года подряд, я ездил в различные европейские страны. И вот пришел 2014 год и я в ответ на европейские санкции поехал в другую Азию.
Почти три дня я добирался из северо-запада Азии до крайнего Юго-Востока этой части света. Российские железные дороги как всегда не подвели: за 1,5 суток скорый поезд «Красноярск-Москва» без происшествий и назначенное время (т.е. очень рано утром) домчал меня до столицы РФ. Далее был привычный переезд с Казанского вокзала на Павелецкий, закидывание багажа в автоматическую камеру на Павелецком. Отработанную процедуру прощания с Родиной (Красная Площадь – завтрак в Маке у Охотного ряда) пришлось менять, Мак закрыт (наш ответ США, в 2014 году еще был не окончательный).
Сначала я прогулялся по новым пешеходным зонам на Покровке, позавтракал все-таки в Маке на Маросейке (тут я был полным космополитом).
Далее Красная Площадь, прикоснулся на удачу к рыбке у Охотного ряда (промочил ноги, но спасибо, золотая, удачная получилась поездка), прогулка по Замоскворечью, Павелецкий вокзал.
Еще не было парка "Зарядье".
Люблю Москву утром в выходной день (было воскресенье), получаешь заряд на всю поездку.
В Домодедово все прошло на ура. По прибытию сразу пошел на регистрацию. Далее привычное ожидание рейса в привычно переполненной зоне вылета. Авиакомпанией Etihad Airways остался полностью доволен.
Все полеты прошли почти по расписанию (с небольшими задержками, для меня не критичными, т.к. были приличные перерывы между рейсами). Питание было на высоте. Самолеты на перелетах Москва – Абу-Даби поменьше, но поновее, чем на перелетах Абу-Даби - Джакарта и вообще мне показалось, что к российским рейсам авиакомпания относится получше, чем к индонезийским. Питание было очень хорошим. Места я выбрал еще при покупке билета и они были сохранены при регистрации.
Первый перелет я немного нервничал, но повезло с соседями, преклонных лет русской супружеской парой. Я хотел прихвастнуть, как далеко я лечу, но бабушка и дедушка летели …в Австралию, где живут с детьми. Я был в некотором шоке, бабушка еще ничего, а дед ну вообще был древний. В аэропорту Абу-Даби просто выпал в осадок, как быстро они мчались на свой следующий рейс. Глядя на пенсионеров, я приободрился как-то. Полет прошел спокойно в неспешной беседе с бабушкой о России, Австралии и т.п.
В аэропорт Абу-Даби нас пустили без утомительных проверок. Мне спешить было некуда, до посадки на рейс в Джакарту было еще более 5 часов и я неспешно исследовал аэропорт, который стремительно на глазах пустел. Надо было прихватить плед из самолета, т.к. в аэропорту был просто дубак от кондиционирования, я такого еще не встречал. Мне было холодно даже в кофте, тихо завидовал другим пассажирам, которые мирно спали под пледами. Я в те давние времена еще курил, поэтому курительные зоны меня интересовали. Курительные зоны, к счастью, в этом аэропорту имелись, но очень своеобразные: одну классического типа стеклянного куба я обнаружил на втором этаже, но очень маленькую, задымление было как в ролике о вреде курения (наверное, это был новый способ отучить людей курить); две другие были залами в кафе, здесь было поцивильнее, но обслуживающий персонал ждал, что посетители что-то закажут из спиртного (я сделал вид, что не понял их намек). Есть совсем не хотелось. Хотел купить что-то попить, но обнаружил, что в Домодедово не изъяли из рюкзака почти полную бутылку с водой, которую я мучил еще с Тюмени. Первый раз со мной такое. На удивление 5-часовое ожидание прошло почти не заметно: гулял по аэропорту, купил в duty free поллитровую бутылку виски (цены мне показались чуть выше московских), почитал электронную книгу.
Перед посадкой на рейс в Джакарту аэропорт начал стремительно наполняться очередной волной разноплеменных транзитников.
Второй перелет традиционно прошел у меня почти полностью во сне. Взлетели, поели и меня как отрубило. Когда проснулся, начал выяснять, где летим. Оказалось, что экватор я проспал (первый раз в жизни его пересекал). Ява сверху несколько удивила морем черепичных крыш, почти как в Европе.
Итак, Halo Индонезия. Я, кстати, при подготовке серьезно учил бахасу Индонезия (это такой искусственно выведенный официальный язык Индонезии), что немного пригодилось.
Аэропорт Джакарты удивил масштабами и некоторой провинциальностью.
Первая неожиданность ждала при покупке визы по прилету. Бац, висит объявление – виза теперь 35$. А у меня мелкими как назло только 33$, пришлось платить евриками, дал сорок, сдали 10 евро в местной валюте (удивительно, но по вполне приемлемому курсу). Остальные формальности прошли быстро, очередь до меня была небольшой, а вот после уже приличной.
Итак, формальности преодолены, таможенники меня совсем проигнорировали. Совсем Halo Индонезия.
Выйдя на волю, я решил не спешить, сменил обувь, переформировал багаж, попил минералку, пожевал шоколадку. Местная околотуристическая публика вела себя на удивление мирно, никто ко мне не пристал. Время было около 15-00 местного времени. На удивление, несмотря на длительный переезд, чувствовал себя бодро, если бы не имеющийся билет на завтрашний утренний поезд в Джокью, наверное, поехал бы в этот город в этот же день вечерним поездом.
Местную симку решил купить в Джакарте. Осталось обменять немного американских денег на местные.
Как и наш рубль, индонезийская рупия медленно падала по отношению к доллару, это я заметил по изменению обменного курса. Самый выгодный курс обмена был у меня при последнем обмене в банке Mandiri (12030 Rp за 1$) в Джакарте на обратном пути. Самые невыгодные курсы были замечены (но проигнорированы) в круглосуточных обменниках на Джалан Джаксе и переулке №2 на улице Sosrowijayan в Джокье. Близкими к банковским были курсы в официальных обменниках Убуда и Сенггиги. Более менее нормальный курс в аэропорту и на улице Sosrowijayan. Так получилось, что я обменивал каждый раз все по более выгодному курсу и в среднем у меня получилось 11800 Rp за 1$. Менял только новые хрустящие 100-долларовые банкноты, поэтому никаких проблем не было. Паспорт потребовали только два раза: в банке Джакарты и официальном обменнике на улице художников и галеристов в Убуде. К местным деньгам привык не сразу, уж очень много нулей, хотя приятно чувствовать себя пусть и рупийным, но миллионером. У некоторых купюр похожий цвет (50000 и 10000, 5000 и 2000), несколько раз путался не в свою пользу, но честные яванские мусульмане меня поправляли, а вот бесчестный балийский продавец в магазине был обруган на бахасе и товар был ему с позором прилюдно возвращен.
В аэропорту я обменял 100$, получил больше миллиона рупий и направился искать автобус Damri, т.к. путь мой лежал на ж/д вокзал Gambir.
Но сначала надо было покурить.
Второй раз посещаю страну, где сигареты были дешевле, чем в России (первой была Белоруссия). Причем сигареты довольно приличного качества. Когда кончились российские Winston, перешел на местное красное Marlboro (средняя цена порядка 18000 Rp, т.е около 55 рублей, у меня получился курс 323 рупии за 1 руб). С курением в Индонезии потихоньку начинают бороться. В аэропорту купить можно только в специальных местах, в кондиционированных вагонах поездов курить строго запрещено, в последней гостинице на Джалан Джаксе было гордое объявление, что эта гостиница свободна от курения. А так все свободно, сигареты купить можно без проблем, я сам курил в микролетах Маланга.
После перекура я стал искать остановку автобуса, местные товарищи направили меня в дальний конец аэровокзала. Потом уже я понял, что ближайшая остановка автобусов была посередине аэровокзала, просто мне показалось, что там только высаживают пассажиров. А в первый раз я гордо прошествовал через весь аэровокзал, игнорируя открытые дверцы такси, до тихой автостанции. Здесь я купил билет на автобус до Гамбира, минут 15 подождал нужный автобус, был любезно сориентирован служащим. Три раза пользовался услугами автобусной компании Damri, остался полностью доволен: автобусы новые, кондиционирование нормальное.
До Гамбира доехал примерно за час, в основном по новой платной автотрассе, только немного притормозили в умеренной пробке уже в центре Джакарты.
Первое впечатление от Джакарты было положительное, я честно ожидал чего-то уж совсем похожего на нищету пригородов и старых кварталов Дели. Мне запомнились новые высотки западной Джакарты, которые построены по средине хаоса старых кварталов и просто ужасно грязная речка. С недоверием смотрел на маленькие голубые микроавтобусы, самый массовый в Джакарте вид общественного транспорта: какие они маленькие и как много в них умещается пассажиров. Потом через несколько дней спокойно ездил в их малангских еще более маленьких аналогах. Всегда стараюсь начинать поездку по стране со столицы, сразу понимаешь, как живет страна. Джакарта же просто бурлила энергией и жизнью.
Но вот автобус остановился у вокзала Гамбир. Я проигнорировал таксистов и пошел в здание вокзала. Надо было обменять электронные билеты на завтрашний утренний поезд в Джокьякарту (или как этот город называют яванцы - Джоджу) на бумажные. Читал в интернете про хаос и грязь Гамбира, но увидел вполне приличный вокзал (может я попал на другой Гамбир). Встал в очередь в кассу, но был любезно, на хорошем английском послан к автоматам для распечатки бумажных билетов. Немного побродив по вокзалу, нашел их в центре главного зала. Все оказалось просто: надо было набрать на клавиатуре номер резервирования, нажать окей и билет распечатался на допотопном матричном принтере, только немного повозился с отрыванием билета. Распечатал еще и билет на следующий поезд из Джокьи в Маланг. Еще одна проблема решена.
Перед решением следующей проблемы заглянул в привычный KFC, купил на вынос ужин. Первые три дня в экзотических странах стараюсь есть более менее привычную еду, а сделать это можно только в западных фастфудах.
Итак, надо искать гостиницу.
Статья с затратами на гостиницы оказалась не самой значительной в эту поездку. Бюджет у меня был ограничен, поэтому сильно я не шиковал. Изучение сайтов бронирования и инфы путеводителя Lonely Planet показало, что заранее бронировать гостиницы имеет смысл только на Бали и Ломбоке, что я и сделал на букинге. А на Яве выгоднее искать гостиницы на месте, что я успешно с первой попытки и сделал в Джакарте и Маланге, а в Джокье немного поплутал по гангу №2, но нашел жилье с третьей попытки, т.е через 15 минут.
Жил в разных типах гостиниц от совсем “cheap” хостелов и лосменов с манди и холодной водой до вполне приличных с теликами, кондиционерами и бассейнами. В принципе решающим фактором для меня было удобное месторасположение.
В Джакарте для меня самым удобным районом была знаменитая бекпэкерская улица Джалан Джакса. Предварительно я на ней даже побывал с помощью просмотра улиц в картах Google.
Для полного погружения в местную жизнь решил пройти 1 км от Гамбира до Джалан Джаксы пешком. Итак, я покинул гостеприимный Гамбир и уже в сумерках мужественно направился пешком. Это было что-то. Ладно я имею опыт Каира и Дели. На первом перекрестке я несколько опешил: нескончаемый поток транспорта двигался безостановочно, причем автомобили были густо разбавлены байками, светофора нет. К счастью я был замечен полицейским и он милостиво остановил поток и пропустил меня. На втором перекрестке полицейского уже не было, но я вспомнил старый опыт – нужно пристроиться к местному жителю. Оказалось все просто, надо вытянуть высоко руку и спокойно идти вперед. Далее я прошел по тротуару улицы Medan Merdeka Timur и повернул на улицу Jalan Kebon Sirih. В принципе от Гамбира до Джалан Джаксы можно пройти быстрее, но приходится обходить посольство самой крутой страны в мире – США. Думаю и Джалан Джаксу освоили первыми американцы, посольство то рядом, есть куда бежать если что. Район этот совсем не бедный, Jalan Kebon Sirih почти сплошь застроен высотками с офисами банков и крупных компаний, но от этого в этот вечер мне было не легче, т.к. по случаю пробок удобный тротуар этой улицы превратился в проезжую часть для байков. Так уворачиваясь от байков я и дошел до поворота на Джалан Джаксу. Силы в этот момент были просто на исходе, ведь от момента, когда я вышел из поезда в Москве прошло уже более 1,5 суток. Вечерняя Джалан Джакса в натуре оказалась очень не похожей на утреннюю пустынную улицу в картах Google. По азиатской традиции итак узкие тротуары превратились в кафе, и мне опять мешали байки. К счастью я быстро дошел до намеченного хостела Memories.
Обратился к девочке на ресепшн на бахасе “Апака бичара бахаса инггерис (Вы говорите по-ангийски)». Девочка рассмеялась и с юмором ответила «Ноу». У меня хватило сил ее поддержать «Сайя тидак» (Я тоже нет). Бац, контакт установлен. Далее диалог пошел на бахасе инггерис. Остался последний номер, без кондея и горячей воды, что меня устроило. Быстро оплатил номер, паспорт даже не попросили. Номер оказался в принципе ничего, холодная вода меня только взбодрила. А вот без кондея в Джакарте просто беда, ночью никакой прохлады. Быстро ополоснулся, поужинал KFCской курочкой, в индонезийском стиле доведенной почти до мумифицированного состояния (но вкусная была чертовски), принял 50 грамм вискаря и вперед, спать будем дома, а сегодня еще надо решить ряд проблем.
Сначала надо купить местную симку. Это действо прошло на ура. На улице рядом с хостелом стоял маленький красный грузовичок, на котором было написано большими буквами Telkomsel. Здесь я купил все что нужно: сим-карту Simpati, пакет интернета 5Гб на 1 месяц, положил на симку для звонков 50000 рупий +1000 рупий комиссия.
При подготовке сразу решил воспользоваться услугами компании Telkomsel, имеющей репутацию самой надежной и не прогадал. Связь и интернет работали хорошо, даже на мелких островах во время миникруиза. 5Гб хватило на всю поездку, WiFi в гостиницах были практически везде, но я им почти не пользовался. Со звонками на родину было несколько сложнее. Сначала я звонил через 007, деньги быстро начали уходить. Потом полазив по интернету, по совету «бывалых» начал звонить через 01017, качество связи стало похуже, чувствовалось небольшое опоздание в сигнале, но вот цена стала порядка 1600 рупий минута (т.е. 5 руб. минута). В общем, благодаря Telkomsel отрыва от дома не чувствовал. У меня было два телефона, три симкарты. Международную Гудлайн использовал только на входящие по работе (входящие - бесплатны), цена исходящих порядка 25 руб минута. Российскую МТС (показательно роуминг был через тот же Telkomsel) только на входящие смс. На звонки и интернет потратил 33$. Звонил много. Небольшие проблемы были с пополнением баланса. Нашел только один способ: в подобных джаксовской точках за небольшую комиссию. Не всегда просто эти точки можно найти, но в туристических местах без проблем.
Потом прогулялся по вечерней Джаксе. В интеренете бывалые туристы писали, что на этой улице нет местного колорита. Вот местный колорит здесь и есть, из тротуарных кафешек пахло ароматом Азии. Присутствовала в основном местная публика из близлежащего района. Фарангов было мало. Здесь есть туристическая инфраструктура в виде турагентств и обменников, но сувенирных лавок я не заметил. Есть несколько маленьких супермаркетов и всего 5 минут ходьбы до торговых центров на Jalan MN Thamrin, 20 минут ходьбы или одна остановка на автобусе Transjakarta до огромного ТЦ «Grand Indonesia”. Еще круче атмосфера в переулках, там сосредоточены основные бэкперкерские берлоги. Но все прилично, никто мне наркоту не предлагал, девочек тоже, в некоторых заведениях прямо было написано, что спиртное не наливают. Хотя в Memories сидели несколько красно- и сизоносых западных дядек и потягивали пиво.
Публику веселили ряженые, парни с гитарами.
Я еще заскочил в супермаркет, купил воды и всяких снеков. С супермаркетами в Индонезии то же оказалось все хорошо. Я обычно ходил в магазины сети Indomaret, там мне показался лучший ассортимент, и сервис получше, чем в наших «Магнитах».
Этот день задал нужный ритм моему практически безостановочному путешествию. Я понял, что в принципе вся нужная инфраструктура в Индонезии имеется. К некоторой азиатской распущенности я привык, сам, можно сказать, живу в Азии. Следующие 18 дней получились просто калейдоскопом городов, деревень, вулканов, островов, различных видов транспорта и опять я вернулся на эту странную улицу по середине джакартских небоскребов.
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...
Фотки из Индонезии будут, я просто тогда еще не привык фоткать все движущееся. Мне надо было определенное настроение. А в начале путешествия главное настроение было быстрее попасть в гостиницу и решить другие житейские проблемы.