В замечательном советском фильме «Дама с попугаем» (1988) поднимается не самая стандартная тема — тема лжи и притворства.
Фильм начинается с того, что на южный курорт, в Пицунду, прилетает импозантный мужчина лет сорока в белом костюме — Сергей Алексеевич Зверев (эту роль исполняет отличный актёр Андрей Жарков). Он курит дорогие сигареты, заселяется в хорошую гостиницу. А ещё при себе у него есть модный кассетный магнитофон и фотоаппарат с моментальной печатью... Тогда эти вещи действительно были большой ценностью.
Сергею с помощью нехитрых приёмов достаточно легко удаётся заводить мимолётные курортные романы с молоденькими, красивыми девушками. Он представляется перед ними то бравым лётчиком, то работником Внешторга, рассказывает им байки про путешествия в разные экзотические страны... И, конечно, всё это неправда. Но Сергею верят. Среди прочего, это можно объяснить тем, что люди в позднем СССР были в целом добрее и наивнее. Вероятно, сейчас такому персонажу было бы гораздо сложнее добиваться своего. Кассетный магнитофон на батарейках тут точно бы ничего не решил.
Можно сказать, что Сергей Зверев — это своего рода Хлестаков. Только цели у него немного другие — интимного характера.
Впрочем, находится одна дама, которая не поддаётся на его уловки. Её имя — Елена, и она всегда носит с собой на пляж говорящего попугая... Также Елена сообщает Сергею, что она замужем и сын у неё — отличник, победитель математической олимпиады.
Стоит сказать и о том, что на курорте Сергей Алексеевич знакомится со школьником по имени Лёшка. Так уж вышло, что он видел Сергея в Москве. И знает, что он не тот, за кого себя выдаёт. В обмен на молчание он просит угостить его шашлыком, сводить в парк с каруселями и т.д.
Как бы там ни было, вскоре отпуск Сергея заканчивается. И с него тут же слетает весь лоск. Все свои дорогостоящие вещи он, оказывается, просто на время взял у знакомых. По профессии он — обычный авиатехник, живёт один, периодически к нему приходит мама, чтобы «обстирать» его... При этом он так и не может забыть Елену. Она ему очень понравилась, и он даже предпринимает попытки найти её.
Вообще вся вторая половина фильма проходит в атмосфере грязноватой московской зимы. И резкий контраст с видами Пицунды как бы перекликается с контрастом между тем, что герои рассказывают о себе, и их реальной жизнью. Так ведь бывает и в наше время: в соцсетях люди пытаются убедить всех, что у них всё просто великолепно, а на деле находятся буквально на дне, на грани отчаяния...
В какой-то момент на работу к Сергею, в аэропорт, приходит тот самый Лёшка. И здесь главный герой проявляет себя, скорее, с хорошей стороны. Зрителю дают понять, что он человек не совсем уж пропащий с нравственной точки зрения. Он прикрывает Лёшку, когда тот случайно выбегает на взлётную полосу, и даже показывает ему кабину пилота... А потом пытается помочь вернуть деньги, которые у Лёшки отобрали другие ребята. А потом приходит к нему в школу на родительское собрание выдаёт там себя за его отца. Об этом Сергея попросил сам мальчик — он хотел доказать всем, что у него действительно есть папа.
Сразу после собрания они оба по воле обстоятельств оказываются в отделении милиции. И на Сергея уже хотят оформить административный арест. Но Лёшка в последний момент объясняет, что Зверев ни в чём не виноват, и его решают отпустить.
Здесь в отделение прибегает Елена. Так Сергей выясняет, что сын её — это как раз хулиганистый Лёшка, и он совсем не отличник... Да и мужа у Елены нет. То есть герои наконец-то узнают всю правду друг о друге. И от этого, конечно, им неловко.
Они вместе идут к остановке. И становятся по разные стороны трамвайных путей... Фраза «Конец фильма» появляется в тот момент, когда между ними проезжает трамвай. Кажется, что они так и останутся поодиночке. С другой стороны, никто не мешает предположить, что у Сергея и Елены всё-таки начнутся отношения, они станут жить вместе...
Картина в целом не злая, и ни на ком из героев здесь не ставится крест. А значит, есть надежда, что каждый из них так или иначе найдёт своё счастье.