Изучение букв дома с мамой пройдет успешнее, если вы:
1. Определите какой способ восприятия информации предпочитает ваш ребенок. Дети получают информацию разными способами- через зрение, слух, или через взаимодействие с предметами. Лучше сразу сочетать все способы получения информации - увидеть, услышать, потрогать. Но на начальном этапе знакомства с буквами - использовать ведущий для вашего ребенка способ обработки информации.
Ребенок с единственным видом восприятия — редкость. Но один канал восприятия остается более развитым, чем другие, на протяжении всей жизни.
Звук — это самое главное в окружающем мире для маленького аудиала. Он начинает разговаривать раньше, чем сверстники. У него богатый словарный запас. Рано интересуется самостоятельным чтением, знает наизусть много детских стишков. Они придумывают свои истории, сказки, игры. Занимаясь своими делами, тихонько бормочут что-то под нос. Они долго ищут отличия на картинках, но с удовольствием проговаривают и пропевают буквы, слоги, слова.
Образ - самое главное для ребенка - визуала. Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.
Дети- кинестетики – это «деятели». Таким деткам очень важен физический контакт через прикосновение, поглаживание по голове, по спине. Дети-кинестетики очень эмоциональны и обидчивы. Им очень сложно сидеть спокойно на занятиях. Иногда, восполняя дефицит движения, они начинают болтать ногами, руками, теребить пособия, раздаточный материал, соседа и т.д. Это не хулиганство, как может показаться на первый взгляд, просто у ребенка – кинестетика обмен информацией с окружающим миром происходит через физический контакт.
Предлагаем Вам тест для определения у детей ведущего канала восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик).
Данная методика будет полезна, в первую очередь для родителей детей 5-8 лет.
Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников:
Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка.
Тестовый материал.
1. ОБЩЕНИЕ.
Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
Визуал
- Он говорит, используя самые простые обороты речи
- Он неправильно произносит некоторые слова и звуки
- Он пропускает наречия и предлоги
Аудиал
- Он использует те же обороты речи, что и взрослые
- Он использует грамматически правильные предложения
- Он рассказывает тщательным образом продуманные истории
Кинестетик
- Его речь тяжело понять
- Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями
- Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них
2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.
Во время игры мой ребенок…
Визуал
- Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм
- Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором
- Узнает о новых вещах, наблюдая
Аудиал
- Любит слушать аудиозаписи
- Любит книги и игру фантазии
- Учится новому, читая инструкции
Кинестетик
- Любит играть на свежем воздухе
- Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке
- Почти каждой игрушке находит полноценное применение
3. СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ.
Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…
Визуал
- Он рисует старательно
- Его художественные изделия очень аккуратны и красивы
- Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает
Аудиал
- Он рисует достаточно неплохо
- Во время работы он разговаривает сам с собой
- Его художественные изделия достаточно привлекательны
Кинестетик
- Ему очень тяжело рисовать
- Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми
– Его художественные работы неопрятны
4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ.
Когда мой ребенок начинает двигаться…
Визуал
- Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе
- Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается
- Любит игры с четко установленными правилами
Аудиал
- Он больше разговаривает, чем играет
- Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения
- Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой
Кинестетик
- Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр
- Имеет хорошую координацию
- Не ходит спокойно, а носится
5. КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ.
Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…
Визуал
- Даже в толпе остается одиноким
- Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие
- Долго привыкает к новым людям
Аудиал
- Буквально расцветает в кругу друзей
- Может мешать во время занятий , поскольку, очень много разговаривает
- Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно
Кинестетик
- Коллективистский, но не очень разговорчивый
- Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий мешает своим соседям
- Любит пошалить
6. ЭМОЦИИ.
Когда ребенка что-то тревожит, то он…
Визуал
- Вообще не очень эмоционален
- Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других
Аудиал
- Свободно рассказывает о своих ощущениях
- Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений
Кинестетик
- Эмоционально зависим и легко обижается
- Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь
7. ПАМЯТЬ.
Когда мой ребенок занимается, он…
Визуал
- Может воспроизводить буквы и цифры по памяти
- Помнит о том, что ему показывали
Аудиал
- Лучше всего учится, заучивая наизусть
- Знает звуки, соответствующие буквам алфавита
Кинестетик
- Плохо запоминает
- Легко отвлекается
8. УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ.
Когда мой ребенок находится на занятии, он…
Визуал
- Следит за опрятностью своей одежды
- Следит за чистотой своего рабочего места
- В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел
- Медленно привыкает к новой ситуации
Аудиал
- Его внешний вид не очень аккуратный, но и не очень неряшлив
- Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место
- Он внимательный и послушный
- Он солирует в разговоре и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении
Кинестетик
- Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен
- Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут
- Проявляет большую активность во время игр
- Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается.