Вчера я опубликовала текст в память о Герое России Владимире Жоге. Сегодня увидела в новостных ТГ-каналах опубликованные ФСБ кадры ликвидации двух человек при попытке подрыва объекта нефтегазового комплекса в Волгоградской области (дело было ещё летом 2022 года).
И вот о чём я подумала. Ведь каждый - каждый - выбирает свой путь сам. Выбирая этот путь, каждый человек неминуемо (если только он не круглый сирота) влияет и на путь своих близких. Я вот смотрела на эту машину диверсантов, на их неестественно скрюченные тела, вывалившиеся из дверей авто... Я, правда, не знаю, как дальше поступают с телами таких людей. Кому и согласно какой процедуре их передают. Но очевидно одно: их не будут хоронить с почестями. Родственники, наверное, как-то по-тихому их захоронят и всю свою оставшуюся жизнь будут ходить и помалкивать (мне так кажется) о деталях смерти своих близких. Ну или в крайнем случае ударятся в злость и с пеной у рта будут доказывать окружающим, что "не такие уж они были плохие", что "плохой - это режим", и так далее по списку. Оно и понятно: защитная реакция организма. Потому что доказывать-то придётся постоянно, а если принять реальность как есть, то велик шанс, что она накроет с головой. Не у всех же диверсантов близкие тоже бандиты.
Дата смерти станет для родственников ликвидированных диверсантов ежегодным испытанием. Полагаю, что не все из знакомых будут согласны приходить. Да и какими словами их вспоминать...
Я как-то раз попыталась уже об этом написать. О том, что рана родителей и других родственников погибших героев - это рана неизбывная, НЕзаживаемая, но рана эта - чистая... В отличие от гнойной раны родственников ликвидированных диверсантов. Которые обрекли своих близких не только на горе от своей смерти, но и на стыд, на вечную, до конца дней их земных, борьбу с самими собой. Эта гнойная рана противопоставила родных и близких диверсантов обществу, окружению - самой жизни. Она не только саднит - она отравляет жизнь.
Некоторые читатели меня, правда, пытались осадить: мол, да как вы можете? Да таких родителей - ликвидированных диверсантов - надо пожалеть.
Знаете что? Я не осуждаю людей, чьи родственники оказались теми самыми ликвидированными диверсантами. Но и жалеть их как-то по-особенному не жалею. Потому что у нас есть сейчас кого пожалеть, не правда ли? И потом, я всегда говорила о том, что в нашем обществе почему-то часто сбиты ориентиры жалости. Многим почему-то непременно хочется пожалеть ликвидированных диверсантов и их близких. Но, скажем, как только такие люди (из тех, кого НЕ ликвидировали) решают исправиться и своей кровью искупить вину, отправившись в штурмовые отряды Вагнеров, они почему-то сразу же лишаются и нашей жалости, и нашего понимания.
В чём тут затык? Где мы провернулись? Где свернули не там? Может, всё зависит от того, кто как проживает эту жизнь? Кто какой мерой мерит СЕБЯ?..