Первым делом Казахстан
Начнем с того, что озвучим цели поездок Блинкена в Центральную Азию. Прежде всего, как декларирует Белый дом, целью турне является «укрепление стратегических отношений» с этими странами. Кроме того, это читалось уже между строк, имелась в виду необходимость ослабить влияние России в этом регионе и вынудить страны Центральной Азии соблюдать санкционный режим в отношении Москвы.
Первым пунктом в турне значился Казахстан. Это неслучайно, т.к. именно данная страна является ведущей в экономическом плане и имеет наибольшее политическое влияние в Центральной Азии. Астана принимала форум министров иностранных дел в формате С5+1. Речь идет о пяти странах региона — Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также США. Основные темы обсуждения: экономика, безопасность и политическое союзничество.
Говоря о Казахстане, Блинкен отдельно встречался сначала с главой МИД республики Тлеуберди, а потом с президентом Токаевым.
Встречи прошили неоднозначно. Тлеуберди, видимо, с подачи Токаева, выступил в роли агрессивного политика. Все попытки американского госсекретаря сподвигнуть Казахстан к отказу от альянса с Москвой он четко отбивал. Например, Тлеуберди подчеркнул, что он «не ощущает угроз со стороны России». Кроме того, в Казахстане подчеркнули, что входят в ЕАЭС и ОДКБ, где доминирующую роль играет Россия.
Правда, Блинкена подобный ответ не устроил. Он дал понять, что Астана может сама выбирать свое будущее. В ответ он услышал, что Казахстан самостоятельная страна, но в своих отношениях она прежде всего связана с на Москвой, а не на западными странами.
В то же время встреча с Токаевым прошла в более мягком ключе. Президент Казахстана как опытный дипломат отношений не обострял. Он согласился с Блинкеным, что с США нужно развивать стратегическое партнерство.
Теперь Узбекистан
В столице Узбекистана Ташкенте Блинкен встречался с главой МИД этой восточной страны и президентом Мирзиёевым. Обсуждали такой же набор тем, что и в Казахстане. Правда, в Ташкенте Блинкен сделал акцент на кадровым потенциале Узбекистана и важности обучения английскому языку. Такой подход понятен, т.к. в Узбекистане влияние Штатов ниже, чем в Казахстане. Здесь нет мощных проамериканских лоббистов в отличие от Астаны. Поэтому США пытаются взращивать лояльную им элиту, культивировать английский язык и поощрять проамериканские НКО. Неслучайно Блинкен напомнил о выделении Штатами Ташкенту за последние годы свыше 25 млн долларов, которые пошли на изучение и преподавание здесь английского языка.
Госсекретарь прямо предложил президенту Узбекистана отказаться от дружеских отношений с Москвой.
«Наступило время народу Узбекистана обрести свой суверенитет. Во времена советской колонизации Россия пользовалась ресурсами вашей великой страны, насаждая чуждые вам принципы, свой язык и угнетала права меньшинств», – заявил госсекретарь.
Также Блинкен расписал «райские кущи» для Узбекистана. Речь идет о возможном открытии американских военных баз на территории республики, которые узбеки могут обсуживать, и американских стройках, где они могут работать.
В Узбекистане ему много улыбались, дружить не отказались, но в ноги кланяться не стали.
Китайский вопрос
Тема Китая была одной из кочевых на встречах Блинкена с лидерами Центральной Азии. Блинкен регулярно угрожал Пекину «мерами», если будет подтверждение поддержки «военных усилий России».
«Мы предельно ясно предупредили Китай о тех последствиях, которые его ждут в случае предоставления такой помощи», — отметил он. Накануне своего турне Блинкен говорил, что КНР рассматривает возможность переброски вооружений Москве.
На сегодня влияние Пекина в Центральной Азии значительно. Американцам это не нравится. Они хотят выдавить отсюда Китай, с которым вступили в глобальное соперничество.
В ходе общения Блинкен отговаривал своих собеседников от перспективы отношений с Поднебесной. Он пытался перевербовать их на евроатлантическое партнёрство вместо отношений с Китаем. По его словам, Китай — это провальный тренд и негативное направление для будущего центральноазиатских республик. Он не советовал участвовать в совместных проектах с Китаем, например в проекте «Один пояс — один путь».
Позиция Москвы
Россия понимает, что Блинкен пытался продавать будущее лидерам Центральной Азии. Однако у него это не вышло.
По мнению политолога Натальи Ерёминой, этот визит пока не изменит расклад сил. «Это зондирование почвы», - подчеркнула она.
Тем не менее, Москва сделала ответный ход. Буквально 6 марта состоялся телефонный разговор президентов Путина и Токаева. Обсуждали вопросы взаимодействия в энергетике, логистике и торговле. По сути, Путин закрепил курс на дальнейшее сотрудничество двух стран.
«Отношения многоплановые, поэтому повестка дня весьма и весьма насыщенная, президенты часто общаются друг с другом», - подчеркнул пресс-секретарь российского лидера Песков.
Тем самым Кремль дал понять американцам, что Казахстан по-прежнему заточен на Россию, а не на Америку. Телефонная беседа Путина с Токаевым задала тон и другим лидерам Центральной Азии, которые во многом ориентируются на Астану.
В целом, Блинкен стремился переманить среднеазиатские элиты на свою сторону, привить им образ врага в лице Москвы и сделать их политическими союзниками Белого дома.
Однако Россия — основной игрок в данном регионе мира. Именно Москва контролирует здесь вопросы безопасности и определяет экономическую политику. В Средней Азии прекрасно осознают, что участие в американской схеме – это противодействие как Москве, так и Пекину, и ссориться с влиятельными соседями здесь не хотят.
По сути, визит Блинкена оказался своего рода «разведкой». Было много красивых обещаний и даже угроз местным элитам. Американцы использовали свой излюбленный прием «кнута и пряника». Однако на Востоке это не сработало. Центральная Азия знает себе цену и предпочитает выстраивать сотрудничество с теми, с кем наработаны прочные и взаимовыгодные отношения, т.е. с Россией и Китаем.