В результате победы советского народа над гитлеровской Германией в плену у Красной армии оказались миллионы солдат. 2 400 000 человек – столько было одних лишь немцев. Те вернулись домой не сразу. Отрабатывали на восстановлении нашей страны…
В этом обзоре упор сделан на их возвращение и на встречу с соотечественниками…
Мечты о Родине
Число плененных немцев резко увеличилось после Сталинградской битвы (проходила на территории нынешних Волгограда и прилегающих к нему с запада районах одноименной области). Чуть более 100 000 военнослужащих – столько врагов оказалось в те дни сначала в 2 котлах, а затем в плену. События на Курской Дуге и бои 1945 г. тоже сильно пополнили состав.
Многие воины предпочитали сдаваться без боя – раньше попадали в стройотряды, комплектующие для восстановления тех городов СССР, от которых после вторжения остались руины. И речь не только о жилых и общественных строениях, но и о прочей инфраструктуре.
Изначально наши предки не могли себе позволить содержать немцев как подобает… Те умирали от ран... В бараках на каждую кровать приходилось по 3 германца (так заявляет в воспоминаниях артиллерист Зигфрид Кнаппе, захваченный при обороне Берлина остатками Вермахта). Рабочие смены были слишком длинными. Однако скоро экономическая ситуация в стране была оптимизирована, что сказалось и на положении пленных. Стало сносным. Работали по 8 часов…
Однако тоску по Отчизне не могли компенсировать ни улучшение в питании (появился чай с сахаром, а иногда американская тушенка и… сигареты), ни в снабжении, ни в здравоохранении. Слушая программы и музыку по радио (это был единственный разрешенный досуг), пленные с завистью представляли как их сильно изувеченные соратники (которым разрешили выезд в Германию в 1946-м) жили с родными, вольно гуляли по улицам немецких городов и так далее…
И все же на радость солдафонам Третьего Рейха министры иностранных дел стран-союзников со временем все же договорились о порядке репатриации военнопленных. Она должна была пройти вплоть до 1949 г. включительно. Но! В СССР (более пострадавшем в ходе гитлеровского вторжения) положения упомянутого соглашения выполнялись редко. Немцы возвращались лишь в 1950-х гг!
Путь в Германию
Процесс репатриации указанной категории немцев был ускорен лишь в 1955 году – когда в целом Советский Союз не только был полностью восстановлен, но и оборудован множеством новых объектов индустриализации (каналов, водохранилищ, ГЭС, ТЭЦ, АЭС, производственных площадок). Со многими связано возведение рабочих поселков, превращенных позже в города.
Путь репатриантов был непростым. Ведь некоторые вчерашние пленные проживали на территории ФРГ или в «западных» секторах Берлина – территориях капиталистического режима, с которыми у нашей страны были натянутые отношения. Правитель ФРГ Аденауэр вообще не хотел иметь с СССР никаких дипломатических отношений пока не будут возвращены все немцы Запада.
Когда в обмен на устные обещания представителя нашего дипломатического корпуса (Булганина) руководство ФРГ подписало все бумаги, поток «западных» немцев направился в место прописки.
24 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета «родил» соответствующий указ. Осужденные за участие в войне, развязанной Третьим Рейхом поехали домой в ЖД-эшелонах.
В первую очередь отправляли людей, получивших инвалидность и прочие проблемы со здоровьем. Гитлеровцы не верили в свое счастье. Их пугала неизвестность. Бывший военный летчик Генрих фон Айнзидель в мемуарах писал, как ему дали на сборы всего 30 минут...
Уехали из единой страны, а вернулись в…
Для самих «возвращенцев» Родина, разделенная на 2 принципиально разные (в политическом плане) половины стала большой проблемой. Например, проживать они могли в ГДР, а половина их родичей – в ФРГ. Или наоборот. Как вы знаете, тогда через границу проходить было нельзя…
Но разделение потока на 2 других происходило после. Сначала все «возвращенцы» доставлялись в город Франкфурт-на-Одере. Тут был устроен сборный лагерь МВД 69. «Восточники» проходили карантин (как и «западники»). Но, в отличие от тех, сразу же ехали в родные дома. Многих встречали. У многих никого не осталось (они едва сводили концы, получив обещанную помощь лишь на бумаге – в ГДР не баловали бывших гитлеровцев: тут царила карточная система).
Оказавшись на Западе, другая часть прибывших отвечала на вопросы спецслужб, связанные с жизнью в СССР. Как жилось репатриантам в ФРГ? Не сказать, чтобы намного лучше. Ресоциализация протекала болезненно и там, и там. Многие бывшие военнослужащие, не найдя себе место в разделенной Германии, кончали суицидом. Их жены или дети научились жить самостоятельно. Часть из них отнеслась к проблемным родичам как к чему-то ненужному…