В предыдущих статьях я писала о туесах преимущественно в качестве продукта материальной культуры, созданного человеком. Однако нельзя не упомянуть о том, что туес (и/или его образ) служил человеку и элементом культуры духовной. Зачастую к святым источникам паломники шли с туесками. Считалось, что святую воду – христианский символ очищения и духовной чистоты нужно было принести в дом и хранить в берестяном туесе
Известно, что туес применялся для совершения обряда заговора воды или приготовления «воды от уроков» (значит сглаза).
Зачерпнутую по течению реки воду, из ведра правой рукой через левый локоть горстями переливали в туес три раза по девять, т.е. двадцать семь раз, произнося при этом определенные слова «Как вода на локте не держится, так на рабе Божьем (Божьей) [имя] ни уроки, ни призоры не держались, не одна, не две не три …». Потом в воду клались три раскаленные докрасна угля, и снова правой рукой через локоть воду лили трижды на крайний камень печи и также трижды на дверную скобу приговаривая слова «Как на скобе (или камне) вода не держится, так на рабе Божьем (Божьей) [имя] ни уроки, ни призоры не держитесь!». Вода стекала обратно в берестяной туес. После этого вода считается заговоренной, и сила заговора настолько велика, что ни один человек, ни один злой дух или колдун не сможет лишить ее целительных свойств.
Например, у коми-пермяцкого народа туеса использовали с целью «возврата» скота к хозяину. В давние времена домашний скот зачастую пасся довольно далеко от дома – в лесу, на вырубках, и бывало, что вечером не приходил к хозяевам. В этом случае они собирали угощение лешему в туес, на «рубашке» писали в обратном «зеркальном» отображении обращение-просьбу о возврате скотины. Угощение в туесе несли в лес, оставляли на пеньке. Через некоторое время скот нередко возвращался.