О распространённой проблеме на автомобилях Toyota Camry с мотором 2ARFE (2.5l) - кратковременной вибрации при плавном наборе скорости.
Регулярность проявления этой проблемы производитель уже давно отметил. В сети можно найти Инструкцию Toyota номер TI14-010 с рекомендациями станциям технического обслуживания в случаях обращения клиентов с «появлением кратковременной вибрации при переключении передач или при равномерном движении со скоростью 60-80 км/ч».
Инструкция эта предназначена для внутреннего пользования дилерских станций Toyota и Lexus, потому выкладывать сей документ не будем.
К нам также регулярно поступают обращения клиентов со схожей проблемой. При этом пробеги автомобилей с проявлением данной неисправности совершенно разные - от ста с небольшим тысяч км до двести с лишним.
Тут, возникает два момента:
Во-первых, необходимо однозначно диагностировать неисправность именно гидротрансформатора.
А во-вторых, как мы помним, коробки передач модификации U760E имеют невысокий ресурс, в среднем составляющий около 200-250 тысяч км. И тут необходимо определиться с остаточным ресурсом АКПП. Может статься, что коробке осталось жить пару месяцев, и деньги сейчас, по сути, впустую будут потрачены, после с ремонтом коробки придётся в любом случае снова ремонтировать или менять бублик.
Итак, провели диагностическую поездку, определились, виновник - гидротрансформатор. В ходе дорожного теста каких-то дополнительных проявлений неисправности АКПП не выявили. Тогда сливаем масло, осматриваем поддон, убеждаемся в целесообразности процедуры (когда процедура может быть целесообразна, а когда НЕТ - см. здесь).
Ну и поехали!
Демонтируем АКПП с автомобиля, осматриваем все сальники, меняем гидротрансформатор на восстановленный. Здесь можно воспользоваться и вариантом, предлагаемым Toyota (04004-49273 Converter Assy KIT), но мы вполне успешно сотрудничаем с компанией ТРАНСФИКС (transfix.ru), поэтому ставим ими восстановленный бублик, ресурсом и гарантией не уступающий оригиналу.
Устанавливаем АКПП обратно на автомобиль, предварительно промыв теплообменник.
Поддон АКПП промыли, заменили масляный фильтр, вместе с новой прокладкой укладываем в поддон 4 (комплект из изначально лежавших двух дополняем ещё двумя) магнита для дополнительного улавливания металлической пыли - продуктов износа старого гидротрансформатора. Крепим поддон на АКПП, заливаем 7 литров новой трансмиссионной жидкости ATF WS - фактически, в ходе процедуры по замене гидротрансформатора АКПП отчасти оплаченным бонусом производится полная замена масла в АКПП.
Сбрасываем параметры адаптации АКПП (так как замена гидотрансформатора является, по сути, ремонтом коробки передач), прогреваем трансмиссионную жидкость, и на контрольно-адаптационную поездку!
Проблема ушла. Потратив 55000 рублей и 1 день в ожидании, клиент обрёл снова исправный автомобиль с гарантией 1 год без ограничения пробега.
Ну а что же происходит внутри гидротрансформатора? Отчего эта вибрация возникает? Что не так?!
Произведём вскрытие неисправного бублика и посмотрим!
Гидротрансформатор в процессе работы может находиться в разблокированном и заблокированном состоянии, в зависимости от текущего режима работы трансмиссии. Блокировка происходит прижиманием фрикционной накладки поршня к задней стенке гидротрансформатора. Со временем, в процессе эксплуатации происходит деформация поршня. Результат - неравномерный износ, нарушение геометрии прилегания, приводящее к подклиниванию в момент проскальзывания - когда поршень ещё окончательно не прижался к задней стенке гидротрансформатора. Ощущение в салоне - явное кратковременное дрожание, как будто ровный асфальт под колёсами на несколько секунд сменился гравийным покрытием.
Проблему расписали, суть разъяснили, решение тоже! Пожалуй, всё.
Ан нет, не всё!
Дело в том, что причиной означенных выше кратковременных вибраций гидротрансформатор может и не являться!
Как и с посторонними звуками, идущими в описании клиента якобы от трансмиссии, всё отнюдь не однозначно. Нельзя доверяться лишь своим ощущениям и внутреннему чутью, необходимо проводить комплексную диагностику для выявления больного места!
Наглядный пример, снова Камри 2.5. Пробег на одометре 125 тысяч км. Снова вибрации.
И вроде бы очень похоже на бублик - так же кратковременно, будто на стиральную доску наезд совершили, но в ходе проведения диагностики в движении однозначно понимаем, что нет взаимосвязи подачи сигнала на блокировку гидротрансформатора и тряски в салоне!
Посмотрим, а что в эти непродолжительные моменты происходит с двигателем.
Отметим, что никаких ошибок электронный блок управления не фиксирует. Но смотрим на параметр, фиксирующий пропуски воспламенения в цилиндрах - и вот они! Норма - когда этот параметр равен нулю. Тут же, синхронно возникновению ощущений вибрации, значение параметра увеличивается.
Количество пропусков не столь критичное, чтобы фиксировалась ошибка на приборной панели, но вибрации то не с ошибками связаны, а с де-факто происходящим - и одного пропуска вполне достаточно для проявления описанных ощущений в салоне автомобиля.
Вообще двигателями мы не занимаемся, но для подтверждения гипотезы всё же заглянем в данный конкретный 2ARFE. Совсем не глубоко, банально выкрутим свечи.
Тут всё наглядно. Иридиевые свечи Denso SK16HR11 своё отработали. Зазор составляет 3 мм вместо положенных 1,1 мм! Произвели замену новыми, и порядок! Вибраций как не бывало!
Ещё раз отметим, речь о кратковременных вибрациях - продолжительностью от одной до нескольких секунд, что действительно очень похоже на инициируемое гидротрансформатором. А ведь многие «самодиагносты» зачастую обращаются и с постоянно проявляющимися вибрациями, мол, я знаю, это бублик, замените! А там, как вариант, одна из подушек двигателя изношена или с подвеской что не так... Де-юре, следуя правилу «клиент всегда прав», де-факто же, подойдя спустя рукава либо с желанием нажиться на его проблеме, получаем выброшенные автовладельцем «на ветер» время и деньги!
Не каждый специалист сможет поставить верный диагноз, что уж говорить о начитавшихся блогов и насмотревшихся роликов обывателях! Это абсолютно без обид, называя вещи своими именами. Мы за качественную диагностику на специализированной станции!
Возможно, процесс диагностики займёт больше времени, чем ожидалось, но в результате получите верное решение наряду с экономией денег и простоя автомобиля на круг.