Разбавлю сегодня тему отечественного кинематографа рассказом и воспоминанием о чудесном французском фильме режиссера Кристиана-Жака "Фанфан-Тюльпан". В этом фильме ярко отразилось настроение послевоенной Франции - искрящееся надеждой, радостью, любовью к жизни. Здесь удачно сошлось в одну точку всё - роскошный сочный сценарий, изобилующий крылатыми фразами (многие до сих пор гуляют в народе), невероятная женственность юной Джины Лоллобриджиды и, конечно, прекрасный Жерар Филипп с бесшабашным открытым взглядом вечного ребенка.
На самом деле мало кто знает, что персонаж этот для Франции вовсе не новый. Имя "Фанфан-Тюльпан" можно встретить и в народной песенке времен французской Реставрации и в одном из романов Александра Дюма. Да и киноверсий приключений отважного любвеобильного красавчика было несколько. Но в историю кинематографа вошла только одна.
**********
В фильме Кристиана-Жака оживает та Франция, которая так мила нашему зрителю. Возможно (и даже наверняка) далекая от настоящей, зато бесшабашная, красивая, остроумная и благородная. Да и с дубляжом в нашей стране картине повезло. "Фанфан-Тюльпан" был очень бережно переведен и переозвучен на киностудии имени Горького уже в 1954 году, а в 1955 его увидели советские зрители. Успех фильма в СССР был колоссальным, любят его и по сей день (я не исключение).
Интересно, что режиссер несколько раз пытался повторить свой успех, но ни разу не смог даже приблизиться к феномену "Фанфана". Даже "Черный тюльпан" с любимцем зрительниц всего мира Аленом Делоном оказался куда менее удачным и успешным.
Любопытно, но выбор Джины Лоллобриджиды на главную роль был первоначально исключительно коммерческим. Фильм создавался с привлечением итальянских капиталов и итальянская сторона настаивала на участии своей актрисы. Выбирали ее исключительно по внешности. У Лоллобриджиды к тому времени был опыт работы в нескольких фильмах, но никакого успеха они не имели. Именно Аделина сделала актрису звездой первой величины. Впрочем, вполне заслуженно.
Роли Фанфана Жерар Филипп отдался с полной самоотдачей. Он наравне с режиссером участвовал в создании этого образа и зачастую отказывался от помощи каскадеров. Причем, снимаясь в боевых сценах, впадал в раж и не щадил ни себя, ни партнеров. Он дважды был ранен во время съёмок, а однажды едва не угробил своего "противника" Ноэля Роквера. Кстати, более чем натуральной была и сцена спасения ребенка со взрывающейся пороховой бочки. Актер едва успел подхватить малыша и выскочить с ним на руках из огня. Ему опалило не только шевелюру, но и брови.
**********
А в 1959 году Жерара Филиппа не стало. Он снялся почти в трех десятках ролей (включая князя Мышкина, кстати), но для большинства зрителей так и остался Фанфаном.