Предмет нашего сегодняшнего рассмотрения - явление, называемое первой волной блэк-метала, то бишь прото-блэк, то бишь альбомы, записанные до окончательного формирования блэк-метала как отдельного жанра, но в которых элементы оного присутствуют в зачаточном состоянии. Конечно же, большого жанрового разнообразия тут не будет - так как мы говорим о второй половине 80х и самом начале 90х, то в основном тут всё будет замешано на трэш-метале. Либо можно сказать, что некоторые из нижепредставленных релизов стоит затегать как эдакий первородный экстремальный метал, ещё не распавшийся на несколько отдельных жанров.
Однако географическое разнообразие в данной теме меня удивило, что и явилось поводом для написания данного поста - важных представителей прото-блэка разбросало по разным странам настолько широко и настолько хаотично, что требуется некий обобщающий каталог, чтобы никого не забыть. Каждый из альбомов, что появятся в этом топе, как-то по-своему и с какой-то своей особой стороны внёс вклад в то, из чего небезызвестные норвежцы в начале 90х выстроили жанровые рамки уже полностью каноничного блэка. Собственно, цель данного поста - всё это дело проанализировать и упорядочить.
Ах да, это будет именно топ - десятка альбомов с ранжированием по местам, по одному краткому обзору на альбом. Ранжирование по местам производилось по соотношению реального влияния альбома на формирование блэка и близости к актуальным рамкам жанра. Причём, рассматривать будем только полноформатные альбомы, выпущенные до 1992 года. Вот такие нехитрые правила.
10. Venom - Black Metal (1982) 🇬🇧
Этот альбом присутствует в данном топе по одной причине - сей гештальт надо закрыть если не раз и навсегда, то хотя бы в рамках этого поста. Второй альбом от культовых британских дедов уже не первое десятилетие продолжают пихать во все списки, связанные с первой волной блэка, и упоминать в контексте блэк-метала как такового, и причиной этому является... чтобы бы вы думали? Да, невероятно-удивительно, но это его название. И всё. Этого цепкого словосочетания, невзначай брошенного в начале 80х, хватило, чтобы оно в дальнейшем стало названием для жанра, ушедшего на световые годы вперёд от той музыки, которая на данном релизе представлена. Но по инерции его всё ещё нет-нет, да связывают напрямую с блэком, и иногда даже не первой волны.
Является ли этот альбом одним из важных переходных звеньев между батянским металом 70х-80х и действительно экстремальной музыкой, от которой позже отпочковались по-настоящему суровые жанры? Безусловно, но непосредственно зачатков блэка в строго музыкальном смысле тут менее, чем 0%, даже на уровне прото-прапра-чего-то-там. Конечно, можно сказать, что оккультно-сатанинская (и весьма по нынешним временам кондовая и топорная) эстетика альбома повлияла на идеологический и визуальный аспект жанра, но первопроходцами Venom и тут не назовёшь, потому что если копать глубже, то эдак можно докопаться и до Блэк Шаббата с Элисом Купером, а то и ещё раньше. Так что Веном - старорежимная и влиятельная спидняковая группа и ничего более. Запомнили-закрепили, двигаем дальше.
9. Celtic Frost - To Mega Therion (1985)🇨🇭
А вот это уже теплее (или в данном контексте правильнее было бы сказать чернее, хыхы). Все равно этот альбом ещё очень далёк от современного понимания блэка, но влияние Celtic Frost на экстремальный метал в целом настолько глубоко и монументально, что нельзя не упомянуть их в разговоре о таких частностях. То, что в своём бородатом 85 году этот альбом стал вехой в трэш-метале - это и упоминать не стоит ввиду очевидности.
При том, что релиз не поражает воображение ни запредельными для тех лет скоростями, ни умопомрачительной техничностью, ни особой мощью и тяжеловесностью звука, самобытность и многомерность его звучания и какой-то лёгкий авангардный вайб сделали Celtic Frost группой, которую вообще никак нельзя игнорировать в разговоре об экстремализации метал-музыки. Ускорение и утяжеление того видения трэша, которое предствил Том Фишер сотоварищи здесь, привело к появлению блэка и дэта, замедление и уплотнение его же - к более тяжёлым поджанрам дум-метала. Slayer в своё время дали металу скорость, ярость и агрессию, Celtic Frost же - глубину, атмосферу и объём.
See also: ранние демки этих швейцарцев, когда они ещё назывались Hellhammer, тоже имеют значительную историческую ценность, а если вдруг зашло звучание данного релиза, то есть очень добротный альбом-эпигон Dream Death "Journey Into Misery" (1987), в котором стиль ранних Келтиков переносится под копирку, но с более широким разбросам по скоростям.
8. Necrodeath - Into the Macabre (1987) 🇮🇹
А тут мы делаем заметный шаг вперёд по направлению к более осязаемым прото-блэковым элементам, потому что здесь у нас один из экземпляров весьма экстремального злобного трэш-метала, в котором зачатки блэка и дэта возникли рандомно ввиду лоу-файности продакшена и стремления записать максимально яростную и скоростную молотильню в существовавших тогда рамках метала.
Из большой тройки деятелей итальянского прото-блэка конца 80х я выбрал именно Necrodeath, потому что их коллеги Bulldozer, при всей атмосферности, слишком уж укорены в спид-метальных олдскульных традициях, а Schizo наоборот - представляют весьма забористый и мощный трэш-метал, но блэковый вайб у них очень уж неуловимый. Тут же у нас эдакая золотая середина - грязноватый и мрачноватый отбойный трэш в духе то ли немецкой школы, то ли ранней Sepultura, с околоскримовым вокалом и текстами про всякую демоническую чернуху. Отдельных комплиментов хочу отсыпать драммеру, который валит просто заслушаться как остервенело и технично.
See also: собственно Bulldozer The Day Of Wrath (1985) и Schizo "Main Frame Collapse" (1989) для более полного ознакомления с итальянской сценой тех лет.
7. Tormentor - Anno Domini (1989) 🇭🇺
Про первую демку Tormentor, записанную в социалистической Венгрии в 88 году и переизданную как дебютный полноформат в 89, в целом, можно сказать всё то же самое, что и про предыдущее место этого топа, но с поправкой на то, что эти ребята, в отличие от итальянцев, периодически сбавляют скорости, чтобы очень убедительно сделать ставку на эдакую средневековую готично-вампирскую атмосферу.
Центром этого вайба является бессмертный хитяра Elisabeth Bathory, где неторопливая, почти балладная ритмика в сочетании с хищным и очень выразительным вокалом великого Атиллы Чихара пробирает до мурашек какой-то жуткой кровожадной энергетикой. Не зря этот трек позже каверили сами Dissection - именно здесь лежат корни знаменитой холодной скандинавской мелодики. Ну и сам Атилла, уже здесь проявив себя одним из самых оригинальных экстрим-вокалистов, позднее дошлифует свою уникальную манеру до совершенства на легендарном дебютнике Mayhem, но это уже история из какого-то другого обзора.
6. Sodom - Obsessed By Cruelty (1986)🇩🇪
Вообще, многие почему-то любят причислять к прото-блэку сразу всю большую тройку тевтонского трэш-метала, но на мой взгляд Kreator со своими крышесносными скоростями и зубодробительным перегрузом саунда оказали прямое влияние скорее на дэт, Destruction же представляли дистиллированный трэш-метал без всяких примесей. А вот ранние работы Sodom точно многократно крутились в проигрывателе Евронимуса. Явно свидетельствует об этом трек Deathlike Silence с данного альбома - именно так назывался легендарный рекорд-лейбл, принадлежавший мсье Евро.
Хотя тут и без таких намёков невооружённым ухом слышны проблески того, что позже норвежскими блэкарями будет поставлено во главу угла - снова то ли по наитию, то ли в силу материальных ограничений гитарный звук, прописанный достаточно плоско, имеет характерный душок угля и могильной землицы, что вкупе с относительно однообразной, но весьма плотной и интенсивной работой ударных вызывает явные флэшфорварды на релизы, что увидят свет безбожный лет 6 спустя.
See also: Kreator "Pleasure to Kill" (1986) и Destruction "Infernal Overkill" (1985) - раз уж такой гундос, то нельзя не упомянуть два других главных шедевра немецкой трэш-сцены тех лет.
5. Sarcófago - I.N.R.I (1987) 🇧🇷
Мы переходим ко второй пятёрке, и вот тут всё становится действительно интересно. Теперь вместо того, чтобы (откровенно говоря) рассматривать под лупой прото-блэковые веяния разной степени отдалённости, будем разбирать уже конкретные инфлуенсы на зарождающийся жанр. И в случае Sarcófago это начинается непосредственно с облоги - просто посмотрите на этих стилёвых молодых латиносов. Оказывается, вот кто запустил внутрижанровый тренд на то, что нам сейчас известно как типичный блэкушный визуал (шутки про группу Kiss принимаются в комменты). Конечно, тут ещё далеко до полноценного корпспейнта, но во всем этом кожано-шипастом оперении и более смелом, чем у всех предыдущих представителей этого топа, выпячивании богохульной тематики уже чувствуется тот самый вайб.
Музыкальная часть в этом плане более чем соответствует - помимо само собой разумеющейся южноамериканской горячности и ярости, здесь присутствует вполне себе уже блэкушное и очень узнаваемое жужжащее тремолирование - эта фича вроде бы прочно ассоциируется со скандинавским холодом и сыростью, а тут вдруг выползла из потных бразильских фавел.
Также нельзя не отметить доходящую до неестественности в своей идеальной ритмичности работу драм-машины, в которой проглядывается явное влияние на упрощенный минималистичный стиль блэкового драмминга. Да тут даже уже есть этот приём с выкриками каким-то нечеловески-неразборчивым (примоченным то ли гармонайзером, то ли ещё чем-то) гроулом - фишка, которую взяли на вооружение в том числе и те, о ком мы поговорим далее, такой вот вам мини-тизер.
See also: бразильская экстремальная метал-сцена тех лет была богата крутыми релизами и сильно опережала своё время по части этой самой экстремальности, тут стоит упомянуть Vulcano "Bloody Vengeance" (1986), Holocausto "Campo De Extermínio" (1987), Mutilator "Immortal Force" (1987), Chakal "Abominable Anno Domini" (1987), ну и конечно без главных звёзд - ранней Sepultura - в такой теме никуда, так что их альбомы "Morbid Visions" (1986) и "Schizophrenia" (1987) в ту же копилку.
4. Blasphemy - Fallen Angel of Doom....(1990) 🇨🇦
Да, именно так название этого альбома зарегано на всех официальных ресурсах - ровно с четырьмя точками в конце. Отнеситесь к этому с уважением и серьёзно, потому что перед нами исторически первый полноформатник в жанре War Metal, он же Bestial Black Metal, а в русскоязычном же пространстве прочнее закрепился тег Goat Black Metal. Данный поджанр представляет собой некое гипертрофирование традиций южноамериканской школы прото-блэка, то есть фирменную бласт-битную свирепость и агрессию латиносов, помноженную на нарочитую примитивность и неандертальскую бескомпромиссную тупорогость, при этом, чаще всего, всё это добрище записывается и сводится так, чтобы лоу-файность получившегося плавно перетекала в хаотичность. Эдакая музыка для перехода в берсерк-мод с последующим пробиванием стен черепной костью.
И весь этот поджанр начался с конкретного передирания и копипаста стилистики данного альбома, от музыкальной до визуальной и текстовой составляющих. Отсюда же и пошли все эти War и Goat-теги в графе жанра - последователи копировали Blasphemy даже на уровне обложек, имитируя этот узнаваемый аскетичный стиль в строгих черно-бело-красных тонах и на разные манеры обыгрывая в нём то милитаристские, то радикально богохульные сюжеты.
Таким образом, самое интересное здесь даже не то, что эти канадцы опередили своё время почти на десяток лет (массово представители этого субжанра начали появляться только к началу нулевых), а то, что подхватив идеи Sarcófago, они увели вектор развития блэк-метала по какой-то своей альтернативной сюжетке. И пусть многие скажут, что получившийся стиль вышел крайне узким и нишевым и похожим больше на ответвление дэт-метала, чем блэка, но в результате выходит, что поджанр был создан до окончательного формирования самого жанра. Такой вот временной парадокс, за что и столь высокое место в этом топе.
See also: Bestial Warlust "Vengeance War 'Till Death" (1994) - второй по хронологии и значимости представитель этого жанра, а так же можно зацепить любой альбом относительно молодой группы Revenge, которая каким-то образом неплохо хайпанула за пределами даже метал-кругов.
Honorable mention #1: Von - Satanic Blood (Demo 1992) 🇺🇲
Перед тем, как перейдём к тройке лидеров, сделаем небольшой спин-офф для упоминания релизов, важных в нашем контексте, но не попавших в топ по какой-то технической причине. И в данном случае эта причина - то, что перед нами демка, а не полноформат. Я вообще редко учитываю демки как что-то значимое и чаще всего вообще их не слушаю, но так уж вышло, что в своей первой итерации группа Von не сподобилась ни на что, кроме этой 20-минутной записи (то ли 91, то ли 92 года выпуска, данные разнятся), но и этого им оказалось достаточно, чтобы заработать культовый статус и стать одними из отцов штатовской сцены блэка. Эти восемь треков в те годы обсуждала вся норвежская блэк-тусовка от Варга до Фенриза, что неудивительно - от трушности этой записи можно наложить себе в портки так, что на них останутся несмываемые черкаши в форме пентаграммы.
Думаю, очевидно, что саунд здесь - лютая беспощадная равятина, а сонграйтинг же вполне соответствует тому, что позже определят в так называемый роу-блэк. Каждый из треков длится в среднем 2,5 минуты и состоит литералли из одного риффа, а каждый рифф - из трёх нот. Драммер же запарился ещё меньше и просто для всех треков прописал один и тот же прямолинейно-долбежный ритм с минимальными вариациями. Больше всех постарался вокалист, пропустив свой осатанелый рёв через обильный дилей, видимо, в стремлении ещё больше нагнать демонической атмосферы.
Получившийся микс Снорре Рух сравнивал с Nitzer Ebb от блэк-метала, с чем можно согласиться - предельная примитивность здесь будто переходит в какую-то индустриальную античеловеческую механистичность, что напоминает то ли о каком-то олдскульном нойз-роке, то ли об экспериментах на основе раннего панк-рока. Так что кому школьная рукожопая поделка, а кому - убедительное воплощение мизантропичности и антимузыкальности, тут уж как посмотреть. Ну и на контрасте со всем вышеизложенным моим любимым фактом про эту группу является то, что рубили они это всё в Калифорнии, а собрались изначально вообще на Гавайах.
Honorable mention #2: Mortuary Drape - All the Witches Dance (1994)🇮🇹
Эта культовая бригада заслуживала бы и полноценного места в этом топе, но так вышло, что дебютным полноформатом она разродилась только к 94 году, хоть и существовала с конца 80х. Жаль, что эти итальянцы настолько опоздали к началу вечеринки, потому что стилистически альбом нам здесь очень в кассу. Звучал он, пожалуй, достаточно архаично даже в год своего выхода и в этом его главная прелесть - он будто застрял между сразу несколькими эпохами и направлениями, по которым развивался корневой экстремальный метал, а потому в его звучании есть одновременно как соответствие тенденциям 90х, так и флэшбеки во что-то очень классическое, чуть ли не до самого хэви.
Основа здесь выдержана приблизительно в стиле того, что игралось на итальянской трэшевой сцене тех лет, о которой мы как-то говорили в этом топе. Но на это накладываются то вполне себе дэтовые плотные разгоны, то задумчивые меланхоличные замедления, отдалённо напоминающие то, что в то время в блэк-метале делали греки. Технически это всё может и не сильно приближает альбом к актуальному блэку, зато в плане духа и вайба схватывает самую его глубинную суть, потому что местная оккультная атмосфера какого-то нечестивого шабаша и ведьминского угара по пыльной затхлости и терпкой зловонности соответствует барышне с обложки.
Кстати, до сих пор нет подтверждения или опровержения созданной самой группой легенды о том, что для натурального снимка на облогу они реально выкопали из могилы мумифицированный труп какой-то повитухи. И если обыграть клишированную аналогию про вишенку на торте, то этот факт во всём вышеописанном будет чем-то вроде опарыша, выпавшего из дыры между сгнивших зубов.
Honorable mention #3: Absu - Barathrum: V.I.T.R.I.O.L. (1993) 🇺🇲
И снова группа, которая по таймингам в целом вписывается в прото-блэковый движ, но с дебютником немного припозднилась. Изначально не планировал писать про этот альбом, но во-первых, 13 - это по-моему отличное число в контексте разговора о блэк-метале, а именно столько релизов в сумме получится в этом топе. А во-вторых, уже третий раз подряд употребляю это слово, но группа Absu в определённых кругах считается культовой, по крайней мере в пределах Штатов. Не зря один их трек (правда, с другого альбома) входит в саундтрек КУЛЬТОВОГО андеграундного фильма Гуммо.
А КУЛЬТОВОСТЬ свою Absu приобрели скорее за более поздние блэкотрэшевые альбомы, начинали же они с кое-чего потяжелее. Этот альбом по большей части представляет собой весьма техничный дэт-метал, причём образца скорее европейской сцены, чем какой-то из штатовских. Влияние блэка здесь присутствует скорее на уровне вокала, некой благородной сыроватости в звуке и стремлении посредством долгих интровок и интерлюдий нагнать эдакой пафосной атмосферы чего-то ритуального и зловещего - эксперты говорят, что для интересующихся тут много чего любопытного есть в текстах на эту тему.
И на первый взгляд, релиз, при всей своей крутости, вроде бы для нас здесь жанрово не очень в тему, но если вспомнить, например, ранние альбомы тех же Darkthrone, считающиеся сейчас идеальным образцом того самого чистокровного норвежского блэка, то в некоторых из них дэтовые и трэшевые атавизмы торчат в полный рост. Так что и у данной работы через этот вайб есть некоторый незримый коннект с блэком, а звучание её хочется сравнить с гибридом классического дарктроновского "A Blaze in the Northern Sky" и их же технодэтового дебютника "Soulside Journey" .
3. Samael - Worship Him (1991)🇨🇭
А вот и тройка лидеров. На самом деле, я так и не определился по поводу распределения третьего и второго места этого топа - можете считать, что они взаимозаменяемы, потому что оба этих альбома вплотную приблизились к тому звучанию, которому год спустя норвеги придадут окончательную фирменную огранку. И в обоих этих случаях очевидно самое прямое влияние на процесс формирования классических канонов блэка, который в 91 году активно кипел и бурлил в подвалах Осло и Бергена.
Почти во всех предыдущих случаях в этом топе мы говорили о трэш-метале как об основном жанре. Samael же уникальны тем, что свой стиль они строят, отталкиваясь скорее от дума, но не без некоторых трэшевых отголосков, так что в каком-то смысле их можно назвать последователями своих великих соотечественников из Celtic Frost. И вот из такого нестандартного микса у них и получается почти что готовый блэк по всем современным канонам.
Чисто в техническом смысле здесь было предугадано многое - едкий сдавленный скрим и характерная шероховатость звука вполне вписываются и в нынешние блэковые рамки, а иногда проскакивают фрагменты с настолько до боли знакомым тремолированным риффингом, что вот он, пожалуйста, Бурзум за год до Бурзума. Но не зря, ох не зря тут на обложке это графическое змееподобное нечто - та ядовитая пронзительная атмосфера, что струится через это вязкое сыровяленное звучание, гениально попадает в самую что ни на есть суть и смысловое жанрообразующее ядро блэка в абсолютно актуальном понимании, что и стоит считать главным творческим провидением этих швейцарцев.
2. Master's Hammer - Ritual (1991) 🇨🇿
Эту работу Фенриз назвал первым Тру Норвежским Блэк Метал-альбомом, прекрасно зная, что группа Master's Hammer родом из Чехословакии. И черт возьми, таково и есть. Если не знать, что этот альбом издан до 92 года (а материал к нему начали сочинять ещё в конце 80х), то можно подумать, что это представители какой-то экзотической региональной сцены блэка в несколько авангардной манере развивают наработки норвежской тусовки. Но в реальности-то было всё наоборот.
Именно этот релиз, на мой взгляд, окончательно выстроил у ребят из Круга видение того, к какому звучанию они стремятся в своих экспериментах. Ритмика, вокал, риффинг и вот эта самая, с первых нот узнаваемая особая фактура гитарного звука - по всем техническим показателям чехи на своём дебютнике выдали уже полностью сформированный, чистокровный блэк-метал.
Да, в плане духа и вайба Samael оказались ближе к современным представлениям о жанре - у Master's Hammer нет инфернальной атмосферы древнего зла и поклонения ему, здесь скорее вспоминаешь жуткие суеверия и байки про всяких упырей, вурдалаков и болотных ведьм с их порчами и сглазами, но в этом и есть самобытность и уникальный колорит группы, что вкупе с текстами на родном языке особенно близко слушателю со славянского пространства.
See also: второй альбом этой же группы "Jilemnický Оkultista" (1992) можно назвать неким экспериментальным предвестником симфо-блэка.
Также среди важных релизов чешской прото-блэковой сцены стоит упомянуть Törr "Institut Klinické Smrti" (1991) и Root "Zjevení" (1990). Последний образец настолько крутой, что достоин был бы отдельного места в этом топе. Этот альбом более грубый, брутальный и трэш-метальный, чем сабж, но слушать его стоит хотя бы из-за главной фишки - очень своеобразного и выразительного вокала их дико харизматичного фронтмена с погонялом Большой Босс, который звучит как эдакий прото-Атилла.
1. Bathory - Under the Sign of the Black Mark (1987) 🇸🇪
Те из вас, кто немного в курсе, могли вычислить победителя этого топа методом исключения. Действительно, интригу сохранить тут было сложно, потому что в этой теме с проектом маэстро Куортона мало что может тягаться. С этим великим шведом в принципе сложно тягаться по части вклада в экстремальную музыку в целом, из фигурантов этого топа разве что лидер Celtic Frost Том Фишер может встать в один ряд. Если же говорить о влиянии конкретно на блэк-метал, то именно этот переходный альбом проекта представляет для нас наибольший исследовательский интерес.
Не могу назвать себя большим фанатом Bathory в целом, но этот альбом до сих пор периодически мной переслушивается начиная с лета 2011 года, когда я впервые наткнулся на него и поначалу не поверил своим ушам - тогда казалось, что этот релиз 87 года выпуска звучит просто неотличимо от классических образцов блэка второй волны.
Конечно сейчас, когда есть с чем сопоставить, можно сказать, что Samael и Master's Hammer в этом плане старину Куортона перещеголяли, но если сравнить альбом 87 года с двумя альбомами 91 по признаку схожести звучания с норвежской школой блэка, то это сравнение будет явно не в пользу последних, так как технически разница не настолько огромна, зато по таймингу разрыв катастрофический. Четыре года для экстремальной музыки того периода - это целая пропасть. За четыре года успевали зародиться и оформиться целые жанры, за четыре года тяжёлая музыка прошла эволюцию от "Kill'Em All" до "Scum".
В этой работе Куортону удалось органично совместить всё - и панкушно-спидняковые веяния от своих же ранних альбомов, и скоростное боевиковое рубилово, и полубалладные размеренные вещи, преисполненные эпического духа и отсылающие к тому, как проект позднее будет разрабатывать тематику викингов и мифологии.
Этот альбом абсолютно целен, но при этом состоит сплошь из хитов, он максимально лёгок для восприятия и пропитан бархатным олдскульным духом метала 80х, но самое главное - именно здесь впервые возникла магия той самой холодной, угрюмой, нордической атмосферы природного скандинавского мрака, что и делает эту работу отправной точкой в творчестве сразу всех норвежских гениев блэк-метала.