Юлианский календарь стал основой всего современного летосчисления. Первой основной эрой календаря была эра Диоклетиана (от 29 августа 284 года н.э.). Она продержалась достаточно долго, а в некоторых Европейских странах прошли столетия перед сменой на современную эру.
Новая эра же была предложена римским учёным-канонистом, настоятелем одного из итальянских монастырей Дионисием Малым. В 235 году эры Диоклетиана (524 год н.э.) он занимался вычислением пасхалий — таблиц для расчёта Пасхи на 95 лет вперёд. Предыдущее расписание было составлено до 247 года эры Диоклетиана (531 год н.э.). В ходе работы над пасхалиями Дионисий пришёл к выводу, что неплохо было бы заменить текущую эру на какую-нибудь менее нетерпимую к христианству. А то негоже это — высчитывать христианские праздники по календарю злейшего врага христиан. Мысль, согласитесь, более чем здравая. И учитывая, что к тому времени христианство уже стало официальной государственной религией пару столетий как, он предложил самый очевидный вариант — считать года непосредственно от рождения Христа.
Для определения года рождения Спасителя пришлось проделать немалую работу. Евангелие не говорит точно, когда родился и умер Иисус. Несомненно лишь то, что родился он при иудейском царе Ироде «Великом» и «Страшном». Правил этот Ирод с 40 года до н.э. по 4 год до н.э., когда и скончался. Это позволило рассчитать примерный год рождения Христа с погрешностью в 4 года в обе стороны. Позже, многим позже, учёные попытаются высчитать более точный год рождения Иисуса и придут к выводу, что погрешность скорее четыре года назад, а не вперёд. Как минимум, по причине кончины Ирода к тому времени, но то уже послезнание, тогда данные были не так точны. По переписи населения (без комментариев) и по указанной в Евангелие от Матфея звезде (астроном Иоганн Кеплер) получилось, что Христос родился не ранее третьего года «до н.э.» и не позднее седьмого (также до н.э.), но ближе всего к минус четвёртому году. С днём рождения вышла ещё большая путаница. Епифаний Кипрский считал этим днём 6 января, Климент Александрийский утверждал, что это май (между 15 и 20 мая), Аноним III уверял, что 28 марта было дело. Одно было ясно — если пастухи стерегли своё стадо в поле, то это была не зима. Период сузился до девяти месяцев — с марта по ноябрь. И в итоге днём рождения Христа начали считать 25 декабря потому что.... Правильно — нужно было заменить языческий праздник Непобедимого Солнца чем-то настолько же грандиозным.
Дионисий проделал огромнейшую работу для вычисления новой эры. Конечно же, как и следовало ожидать, его усилия при жизни не произвели сенсации. В качестве календарной эры в документах эра «от Рождества Христова» начала использоваться лишь в VIII веке. Более широко эра начала применяться в X веке. Ну а окончательно христианский мир перешёл на этот счёт времени лишь в XV веке. Отмечая, правда, года от Сотворения Мира наравне с новым летосчислением.
P.S.: нормального Дионисия Малого в гугле не нашлось, так что вот вам 3D моделька Византийского императора VI века.
Статья Марии Заке