В 2022 году Волгоград занял верхние строчки туристических рейтингов. Отчасти это можно объяснить ограничениями на поездки за рубеж, отчасти – взрывным спросом со стороны россиян, засидевшихся на одном месте во время ограничений минувших лет. Но во многом лавинообразный туристический спрос связан с особым отношением наших соотечественников к городу-герою, как к месту силы, мужества и доблести, где обязательно несколько раз в жизни должен побывать каждый: с родителями в годы юности и, спустя десятилетия, в период зрелости, уже вместе со своими детьми.
Побывать в областном центре с родителями, конечно, выходит далеко не у всех, но с советских времён существует традиция посещения Волгограда целыми школьными классами из других городов и регионов. Историю об одном из таких путешествий, состоявшемся в далёком 1965 году и ярчайших впечатлениях, которые восставший из руин город оставил на всю последующую жизнь у сельских мальчишек из Воронежской области, рассказал РИАЦ один из участников той экскурсии Юрий Сушков.
На пути к мечте
Всё началось весной 1965 года, когда учителя небольшой школы в селе Архангельское Аннинского района Воронежской области пообещали ребятам, заканчивающим 9-й класс, устроить на летних каникулах самое настоящее путешествие. Сказано – сделано. В июне старшеклассники разделились на две группы: первая отправилась в Тамбов, а вторая, под руководством учителя физкультуры Анатолия Васильевича Романцова, посетила Волгоград.
- Мы поехали вшестером: Романцов Анатолий Васильевич, Русаков Валерий, Борис Токарев, Сергей Лебедев, Лидеман Валерий. Я в команде был механиком и, по совместительству, фотографом, - вспоминает Юрий Сушков.
В 2023 году, когда для организации выезда ребят на автобусе в соседний ДК или, не дай бог, куда-то в пригород, нужно заполнить солидную кипу бумаг, разрешений, справок, журналов инструктажа, заручиться разрешением родителей и, нередко, заказать машину сопровождения ГИБДД, сложно себе представить, что в 1965 году воронежские школьники в сопровождении одного лишь учителя совершили пятидневный марш-бросок в Волгоград, преодолев порядка 500 километров исключительно на своих двоих. Нет, конечно, пешком ребята не шли. Путь до города-героя они преодолели на велосипедах.
Маршрут девятиклассников прилегал по знаменитой «московской» трассе Р-22 «Каспий», вернее, по разрозненным отрезкам дорог, которые до 70-х годов прошлого века находились на её месте.
- От нашего села до Волгограда - 460 км. Сначала мы держали путь по асфальтированной трассе на Борисоглебск, затем была неплохая дорога до Поворино, дальше въехали в Волгоградскую область, где, признаться, нам пришлось попотеть, - подчёркивает пенсионер.
Главным испытанием для юных путешественников стали песчаные грунтовые дороги на территории волгоградского региона, которые лишь изредка прерывались небольшими асфальтированными участками.
По пути ребята останавливались в крупных населённых пунктах. Больше всего тогда Юрию Сушкову запомнилась Михайловка. Город, где с 1946 года работает Себряковский цементный завод, предстал перед школьниками в ослепительно-белых оттенках.
- Неподалёку от Михайловки есть небольшой пригорок, откуда открывался удивительный вид на белоснежные крыши поселковых домов. Но когда мы туда въехали, секрет загадочной белизны тут же открылся – всё в населённом пункте, включая дома, дороги и деревья, было щедро покрыто слоем белой пыли.
«Золотые» 60-е
Путешествие воронежских школьников в Волгоград пришлось на середину 60-х годов прошлого века. Это десятилетие в жизни Советского Союза многие оправдано считают «золотыми годами». Отчасти такие оценки связаны с идиологическим подъёмом и предвкушением неминуемо приближающегося светлого социалистического будущего, отчасти – с очевидными успехами в восстановлении страны после Великой Отечественной войны. Города, изуродованные фашистами, на глазах преображались, прирастали новыми зданиями, парками, проспектами, а также современной спортивной, медицинской инфраструктурой и учреждениями культуры.
Конечно же, недавно переименованный город-герой Волгоград, город, символизирующий доблесть и олицетворяющий мужество советских солдат, был в авангарде послевоенного восстановления и в год 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне предстал перед ребятами во всей своей красе.
- Добрались до Волгограда мы на пятые сутки. Первые впечатления от областного центра оказались незабываемы. Мы, сельские мальчишки, впервые увидев город-легенду, о котором совсем недавно читали в учебниках и слышали рассказы наших учителей, были впечатлены его красотой. Нас интересовало всё. Мы побывали на площади Павших борцов, увидели дом Павлова, посетили музей, планетарий, - вспоминает Юрий Сушков.
Побывали ребята и у легендарных руин мельницы Гергардта. В наши дни сложно уже представить, но в 1965 году воронежские школьники увидели только мельницу Гергардта, без музея-заповедника «Сталинградская битва», которые сейчас нами уже не воспринимаются друг без друга. Всё дело в том, что одного из главных символов города, куда теперь стремятся попасть все гости региональной столицы, на тот момент ещё не существовало. Его строительство начнется лишь через несколько лет, в 1968 году. А на месте музея на тот момент располагалось кольцо наземного трамвая, маршрут которого пролегал по ул. Краснознаменской, вплоть до перекрёстка с ул. Советской, по которой, собственно, и добирались до мельницы Гергардта.
Впечатлил мальчишек и новенький, построенный годом ранее в пойме реки Царицы Астраханский мост с его грандиозными арочными пролётами скруглённой формы.
Посетили старшеклассники конечно же и главную высоту России – Мамаев курган. Ещё один символ города и вновь необычный ракурс – «Родина Мать» в лесах. За окном 1965 год – строительство одного из самых известных и величественных мемориальных комплексов в мире шло шестой год. Вот уж и правда, «золотое» десятилетие: всё кипит, растёт, развивается – одна стройка легендарней другой. До официального открытия ансамбля оставалось ещё два года.
Несмотря на то, что работа здесь ещё кипела, большая часть мемориала уже была доступна для посещения и до глубины души тронула ребят своим масштабом.
Рандеву с Историей
Порой судьба выдаёт такие фортели, что сюжетному повороту реальной жизни позавидует фантазия даже самого искушённого сценариста. Воронежские школьники не только исполнили свою давнюю мечту, прикоснувшись к Истории, но и умудрились в неё попасть. Именно 23 июня 1965 года, в день, когда девятиклассники добрались до города, сюда же с официальным визитом приехал вместе с женой и дипломатической свитой последний шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви.
По воспоминаниям Юрия Сушкова, с шахом им довелось встретиться несколько раз. Сначала, изучая центральную часть Волгограда, ребята натолкнулись на кортеж иранского правителя на выезде с ул. Гоголя к привокзальной площади.
Передвигался по городу глава государства на правительственном лимузине ЗиС-110-111.
Чуть позже ребята столкнулись лицом к лицу с шахом около старого, ещё деревянного здания речного вокзала, где, судя по всему, местные власти организовали для высокопоставленного гостя обзорную экскурсию.
На тот момент, до ребят уже дошли слухи о визите монарха и они даже успели нафантазировать как он должен выглядеть. Школьники ожидали увидеть перед собой эдакого восточного султана в чалме и халате, но Мохаммед Реза предстал перед ними в совершенно современном образе. Голова его не была покрыта, на глазах - солнечные очки. Одет шах был в дорогой приталенный костюм чёрного цвета и со вдумчивым видом вслушивался в слова переводчика.
Возвращение домой
После столь насыщенного дня юные путешественники отправились ночевать в одну из школ-интернатов города, где по предварительной договорённости их охотно приютили.
За короткое время ребятам здесь удалось подружиться со сверстниками из Ингушетии, но, как оно всегда и бывает, всё прекрасное рано или поздно заканчивается. Вот и велосипедная экскурсия воронежских школьников подошла к своему логическому завершению.
Но даже окончание поездки не стало для сельских мальчишек поводом для грусти. Обратная дорога домой оказалась под стать яркому знакомству с Волгоградом.
Девятиклассники прокатились на теплоходе до Камышина, после чего поездом доехали до станции Абрамовка Таловского района Воронежской области, откуда до родного села было уже и рукой подать.
Вот так и завершилось небольшое путешествие в Волгоград сельских ребят из Воронежской области, память о котором живёт в каждом из участников вот уже 58 лет. Интересно, а у современных школьников есть то, о чём можно будет с ностальгией вспомнить спустя десятилетия?