В предыдущей статье я описал роль соотношения прав и обязанностей при обучении ребёнка в школе, теперь пойдёт речь про права и обязанности ребёнка при его воспитании и как это влияет на результаты воспитания.
Права у ребёнка бывают неотъемлемые, которые у него появляются с рождением, например, право на имя, право на жизнь, право на защиту своих прав, право на образование и т. д., и права приобретённые в процессе жизни: право требовать купить в магазине новую игрушку, право завести дома щенка (кошку, крысу...), право не убирать за собой игрушки... Приобретённые права сразу вызывают много вопросов и главный из них: а стоило ли разрешать ребёнку такое поведение? Большинство родителей и рады бы не разрешать этого малышу, да не могут с ним справиться, в своё время не приучили его к слову "нельзя", прибирали за ним разбросанные игрушки (он же ещё маленький)...
Я думаю понятно, что приобретение прав не может быть без обязанностей по обслуживанию этих прав. Например, ребёнок имеет право просить приобрести щенка и если родители соглашаются, то у ребёнка должны появиться обязанности по уходу за щенком и его воспитанию.То есть должна появиться ответственность за приобретённое животное. Если у родителей это получается, то появление новых прав у ребёнка способствует его правильному воспитанию, если нет, то у ребёнка воспитываются отрицательные качества.
Коротко по правам можно подвести итог так: если у ребёнка появляются права за счёт другого человека, то это плохо, если вместе с ответственным поведением - хорошо.
Теперь про обязанности. Их количество нарастает с возрастом. У грудного малыша обязанностей практически нет, а у семилетнего ребёнка их должно быть достаточно много: слушаться старших, помогать родителям, соблюдать правила техники безопасности, уметь слушать не перебивая, прибираться за собой.... Обязанности можно долго перечислять, их много, и если ребёнок привык их выполнять, то это воспитанный ребёнок, если отлынивает - то невоспитанный.
В каком же соотношении должны быть права и обязанности при воспитании ребёнка? По моему мнению их должно быть примерно поровну к школьному возрасту с постепенным нарастанием обязанностей до 50% на 50% и в дальнейшем оставаться на этом уровне. То есть на каждое право человека должна быть обязанность. Например, право на обучение должно соответствовать обязанности хорошо учиться.
О том как приучить ребёнка выполнять обязанности, с чего начинать воспитание, как воспитывать ответственность у меня написаны следующие статьи:
С чего начинается воспитание
Как подготовить ребёнка к школе
Почему дети в школе плохо учатся?
Как учились дети 58 лет назад
Школьное образование: кто виноват и что делать?