«Бьёт – значит, любит» – эта установка пока что прочно держится в головах многих людей. Причём обоих полов. Если женщину ударил муж – что ж, сама виновата раз он поднял на неё руку.
Сор из избы
Потерянные, напуганные, они плачут, рассказывая о том, что с ними произошло. Не знают, куда им идти, что делать и жить дальше. Даже в холодную погоду они одеты в то, в чём в страхе выбежали из дома. Нередко на руках у них маленькие дети. Именно в таком положении женщин, которые спасались от семейных тиранов, встречают сотрудники благотворительного фонда «Колыбель надежды».
«Приведу типичную историю. Мы помогали молодой маме двух детей – одному полтора года, второму четыре. Она убежала из дома после того как её избил муж. Несмотря на то, чтобы ранняя весна, одета она была легко, по-домашнему. Это произошло ночью, поэтому сначала мы приютили её в хостеле, потом уже поместили в кризисный центр», – рассказала специалист благотворительного фонда «Колыбель надежды» и клинический психолог Арина Артамонова. – «Таких случаев, к сожалению, немало».
Пять месяцев назад фонд начал проводить акцию «Зелёный конверт». В конверты зелёного цвета сотрудники поместили всю информацию, которая может помочь женщинам, переживающими домашнее насилие: от практических советов до контактных телефонов. Конверты передали участковым, сотрудникам социальных служб, врачам травмпунктов – всем, кто может заметить, что в семье что-то не в порядке. За помощью в фонд обратились более 30 женщин.
«Приходят они всегда в очень сложной ситуации, когда произошло нечто, что уже невозможно терпеть. А до этого они боятся, либо не считают нужным обращаться за помощью: одни не хотят выносить сор из избы, другим стыдно, что это происходит в их семье», – говорит Арина. – «Есть мнение, что такие истории происходят только в асоциальных парах, однако это не так. Нередко доход у семьи довольно высокий. И это делает положение женщины более сложным. Она боится мужа, понимая, что у него есть и положение в обществе, и деньги. Многие жёны боятся, что мужья будут их преследовать. Правда в большинстве случаев угрозы остаются угрозами. Хотя иногда всё же бывает, что мужчина и правда начинает серьёзно усложнять жизнь сбежавшей от насилия жене».
Арина Артамонова говорит, что среди тех, кто обратился за помощью, больше всего молодых мам. В 90% случаев – это семьи, где есть маленькие дети до трёх лет. Это связано с тем, что, находясь в декрете, женщины финансово зависят от мужа или партнёра. Пользуясь тем, что они в этот период и так ограничены в передвижениях и не имеют возможности зарабатывать деньги, некоторые мужчины начинают жёстко диктовать им свои условия и ограничивать их свободу.
Первые звоночки
«Конечно, далеко не все мужчины так себя ведут. Когда мы беседуем с женщинами, которые попали в такую ситуацию, они признают, что предпосылки к такому поведению мужа были. Но они не считали это чем-то серьёзным», – говорит Арина. – «Какими могут быть «первые звоночки»? Мужчина контролирует все сферы жизни женщины: постоянно спрашивает, куда она пошла, проверяет друзей в соцсетях, смотрит, какие смс-сообщения она получила, кто записан в её телефонной книжке. Бывает, что мужчина начинает убеждать женщину не ходить на работу, либо, наоборот, навязчиво «выгоняет её» туда – ставит условия, когда она должна обеспечивать семью. Он контролирует финансовую сферу – её расходы/доходы, ограничивает круг общения, отсекая её от друзей. У мужчин, склонных к проявлению насилия в семье, есть привычка перекладывать ответственность на других, заставлять женщину чувствовать себя виноватой, обвинять её во всём. Часто женщины, стараясь сохранить отношения любой ценой, принимают такое поведение мужа. В результате, день за днём снижается их самооценка. И они уже не могут отделить свою личность от навязанной им модели поведения».
С 2011 г. в крае работают кризисные центры, куда женщины могут обратиться за помощью. Они есть в Перми, Чайковском и Березниках. Женщина и её дети могут жить там три месяца. В первый месяц их полностью обеспечивают едой, всем необходимым, чтобы могли прийти в себя и не беспокоиться о бытовых вопросах. С самого начала пребывания в центре женщине помогают социальные работники, юристы, психологи, которые вместе составляют программу реабилитации. Однако до серьёзной работы нередко дело не доходит – несмотря на всю оказанную им помощь, женщины возвращаются к избившим их мужьям. Повинится муж, попросит прощения, и жертва уже даёт ему очередной шанс.
«Уход от мужа для них – означает радикальные перемены в жизни. А к этому многие не готовы. Если есть дети, она понимает, что отвечает за их жизнь и вот тут большую роль начинают играть установки. Например, ребёнок обязательно должен жить в семье, у детей должен быть отец и так далее», – поясняет эксперт. – «Конечно, мужья частенько снова берутся за старое. И это печально, но помочь женщине извне невозможно. Необходимо, чтобы она сама понимала, что больше не может так жить».
Неизбежное зло
В общественную организацию «Территория семьи» обычно обращаются за помощью семьи, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Чтобы получить помощь, они идут на социальный склад, где их встречает социальный работник. Он предлагает такую услугу как сопровождение семьи. Именно в процессе работы и выясняется, как именно живут муж, жена и их дети.
Руководитель организации Анна Зуева говорит, что зачастую самое трудно для женщин – это осознать, что жить в обстановке семейного насилия нельзя. Они нередко не понимают тяжести своего положения, считая это неизбежным злом совместной жизни с мужчиной.
«Работать с женщинами, живущими в обстановке семейного насилия, непросто. Для начала нужно донести до них, что им нужна помощь. Поэтому фокусом работы становится именно помощь в осознании того, в каком положении жерства находятся» , – говорит Анна Зуева. – «К сожалению, та категория женщин, которые к нам приходят, не готовы общаться с психологом. У нас пока нет культуры психологической помощи, поэтому, прежде чем, начать общаться со специалистом, они должны преодолеть психологический барьер» .
По словам Анны, даже если женщина всё поняла и дело о семейном насилии дошло до суда, это не всегда на 100% может её защитить. Руководитель общественной организации вспоминает курьёзный и печальный случай. Мужчину, который избивал жену, поместили под домашний арест. А его единственное место проживания – это квартира, где он прописан вместе с супругой. Так что сейчас женщина мало того, что вынуждена жить вместе с обидчиком, который наказан на преступление против неё, так ещё и его содержит. Вот такое наказание. Этот приговор в суде не могут оспорить уже больше года.
Это был ад!
Ольга Промынцева, пережила насилие в семье:
«Что такое насилие в семье, испытала на собственной шкуре. Во время беременности муж стал проявлять агрессию, оскорблять и унижать. До побоев, к счастью, не доходило, иногда хватал за руки. Говорил, что всё равно я никуда не денусь, ребёнок скоро появится. Когда родился малыш, его уверенность в том, что я буду терпеть вечно, только усилилась.
Справиться с этим было сложно. Никому не расскажешь, даже родным и друзьям, стыдно. Долго терпела, старалась сглаживать конфликты, для этого даже «признавала свою вину», хотя обычно дело было не во мне. Куда денешься с маленьким ребёнком, ведь жить-то будет не на что, а думать надо не только о себе, но и о дочери.
Однажды не выдержала психологического давления, встала ночью, когда муж спал, купила билет на поезд. Долго думала, куда ехать, искала место, в котором он не станет меня искать, но где гарантированно у меня есть близкие люди, которые в крайнем случае помогут. Ехать поездом с малышом затруднительно, потому купила билет на прямой рейс, который отправлялся только через сутки. Посреди ночи сложила в сумку всё самое нужное, одела ребёнка и отправилась на такси к родителям.
Уезжать они меня отговорили, осталась у них. Затем муж почти месяц звонил и угрожал по телефону, шантажировал. Требовал, чтобы я вернулась. Однажды он приехал ночью, и устроил драку прямо на глазах ребёнка со словами «что угодно могу сделать, и ничего мне за это не будет».
Я так испугалась, что вызвала полицию и написала заявление. Тогда же поняла, что пути назад точно нет, и надо ему доказать, что за любой проступок надо отвечать. Обратилась к участковому, потом были месяцы опросов в полиции, очных ставок и слушаний в суде. За его действия ему назначили наказание – десять месяцев ограничения свободы.
Пережить всё это было сложно, особенно эмоционально. Но сейчас понимаю, насилие в семье – это ужас, который нельзя терпеть. Особенно если у вас есть дети, и вы заботитесь об их будущем. Подрастающий ребёнок воспринимает как норму те отношения в семье, которые видит, и велик риск, что со своим супругом будет общаться также.
Часто, чтобы решиться на шаг, нужна моральная поддержка. Получить её сегодня легко, порой достаточно написать пост в социальных сетях, и неравнодушные люди тут же придут на помощь».
Тирана - за решётку!
Старший помощник прокурора Индустриального района Перми Наталья Максимова:
«В суде достаточно часто рассматриваются дела по бытовому насилию. Проблема домашних истязаний, к сожалению, распространённая. Так, буквально на днях судили женщину, которая убила мужа. Выяснилось, что супруг много лет оскорблял её, избивал, резал ножницами и всячески издевался. Она терпела и в полицию не жаловалась. Однажды, после застолья у друзей, когда выпивший супруг как обычно начал оскорблять женщину, стал перед ней размахивать ножом, она выхватила его у него и несколько раз ударила им мужа. Призналась, что устала терпеть. А теперь ей грозит тюремный срок от 6 до 15 лет. Другая крайность - когда терпение женщины приводит к её гибели. Пример: сын избивал свою мать. Женщина хоть и обращалась в полицию, но заявления забирала. А потом сын просто убил её.
Терпеть побои нельзя. Нужно сразу заявлять в правоохранительные органы. Статей против семейных тиранов много. Так, систематическое истязание (побои от трёх и более раз) - тоже уголовное преступление, за него можно лишиться свободы на срок до трёх лет.
Но женщины такие сердобольные! Муж слёзно попросил прощения, они и забывают всё, как будто и не было переломанных рёбер. Есть случаи, когда супруги даже в суде мирятся. Прокуратура стоит на том, чтобы дела по домашнему насилию не прекращать, пусть виновный понесёт наказание, чтобы впредь неповадно было. Но суд - самостоятельная инстанция, он сам принимает решение и отпускает задержанного» .
Спасайте себя, а не семью!
Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Иеромонах Илия (Володин):
«Когда физическое насилие стало нормой и образом жизни одного из супругов, то говорить здесь о семье уже нельзя. Если женщина чувствует, что ей или ребёнку грозит опасность, надо спасать и себя, и ребёнка, а не сохранять семью. Церковь не благословляет разводы в принципе. В Писании расторжение брака считается грехом прелюбодейства. Но надо понимать, что в современных реалиях есть условия, которые являются исключениями. Об этом сказано и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Такими исключениями являются как раз насилие, психическое заболевание супруга, которое представляет опасность для членов семьи, противоестественные связи одного из супругов, хронический алкоголизм и наркомания».
За женщин пьют 8 марта, но унижают всё остальное время
Доцент кафедры всеобщей истории ПГНИУ, к.и.н., специалист по гендерным исследованиям Дарья Вершинина:
«Фраза «бьёт, значит любит» во многом стала аксиомой для жизни женщин в России на протяжении многих поколений. Это – проявление патриархального общества и тех самых «традиционных ценностей», которые так любят сейчас. В их глубине лежит убеждение, что женщина менее ценна, чем мужчина, а в насилии всегда виновата жертва.
Почему женщины долго терпят насилие? Потому, что признаться в том, что ты жертва, означает (по крайней мере в российском обществе) подвергнуться продолжающемуся насилию – только теперь уже психологическому – со стороны окружающего тебя общества. Вину за произошедшее чаще перекладывают именно на женские плечи. Ценность женщин нивелируют до «прекрасных дам», за которых мужчины пьют стоя 8 марта, но которых унижают и дискриминируют все оставшееся время. А оценивают не с точки зрения ума или способностей, а с точки зрения привлекательности и принятия своей женской судьбы.
Российское общество сегодня находится на пике патриархальности и любви к традиционным ценностям. При этом реальная ситуация в семьях очень далека от прекрасных картинок, изображающих русоволосых женщин в славянских льняных платьях, а рядом с ними - счастливых мужей и многочисленных детей. На самом же деле в стране невероятно высокий уровень абортов, разводов, невыплаченных алиментов. Наши женщины тянут на себе семьи без мужчин-кормильцев. Мужчины, даже если и остаются в семьях, часто зарабатывают меньше своих жен, совсем не занимаются домашним хозяйством. При этом по-прежнему считают себя главами семей.
Суровая реальность такова, что женщины тянут на себе очень много. Они по-прежнему мечтают о принцах, а получают мужчин в кризисе маскулистости, самоутверждения за счёт своих партнёрш и жён. Отсюда и высокий уровень неудовлетворенности, агрессии и насилия в обществе в целом, и в российских семьях в частности».
Не скрывайте случаи насилия в семье
Жертвам семейного насилия в полиции советуют своевременно обращаться в правоохранительные органы. Это защитит пострадавшую сторону, и агрессор не сможет уйти от ответственности.
В ГУ МВД по Пермскому краю приводят такую статистику: за 9 месяцев этого года жители региона совершили 1863 преступления на почве семейно-бытовых отношений. Это на 43,1% меньше, чем за тот же период 2016 г. (3275). Число тяжких и особо тяжких преступлений снизилось почти на 20% (с 266 до 213). Тех, кто напал на близких людей в состоянии алкогольного опьянения, стало меньше на 41,1% (2605 в 2016 г. и 1534 – в 2017 г.).
Количество зарегистрированных преступлений по ст. 116 УК РФ («Побои») по сравнению с январем-сентябрем 2016 г. снизилось на 95,5% (было 831, стало 37), по той же статье, но в состоянии алкогольного опьянения – 95,8% (было 547, стало 23). Снизилось и количество заявлений жителей края о причинении им побоев с менее тяжкими последствиями, в том числе и совершённых в быту. Если в 2016 г. сотрудники правоохранительных органов приняли более 38 тыс. заявлений о совершении насильственных действий небольшой и средней тяжести, то за девять месяцев 2017 г. поступило около 20 тыс. сообщений.
При этом в полиции говорят, что в связи с изменением в законодательстве (так называемая декриминализация побоев. - Ред.) часть действий, которые ранее регистрировали как преступления, отошла в разряд административных правонарушений.
Почти в 30% случаев факты побоев либо не находят подтверждения, либо потерпевшие отказываются от подачи заявлений. Во втором случае жертвы насилия очень рискуют. Получив шанс уйти от ответственности, виновный может почувствовать безнаказанность и уверенность в том, что и в будущем его жертва не обратится за помощью в органы внутренних дел. Поэтому сотрудники полиции рекомендуют потерпевшей стороне не скрывать факты побоев.
Для тех, кто по каким-то причинам не хочет напрямую обращаться в правоохранительные органы с заявлением о насилии, тоже есть выход. Необходимо пойти в больницу по месту жительства и зафиксировать телесные повреждения. Однако при этом важно сказать врачам, как именно были получены травмы. Медики передадут эту информацию сотрудникам полиции, которые будут обязаны провести проверку.
Что делать, если:
Вы остаетесь с обидчиком в одной квартире или не можете выйти из квартиры
Если в доме есть оружие, продумайте, как от него избавиться.
Если в доме есть телефон, подумайте, кому вы можете позвонить в момент опасности или отправить смс-сообщение, кого вы и ваши дети можете позвать на помощь.
В критической ситуации запритесь в ванной с телефоном и попытайтесь вызвать сотрудников полиции, чтобы они защитили вас и задержали того, кто совершил насилие.
Если телефона нет или невозможно им воспользоваться, вы можете подавать соседям любые условные сигналы, о которых заранее необходимо договориться: стучать по батарее, трубе, по стене, в потолок и т.д.
Можно открыть окна и попытаться привлечь внимание прохожих, попросить их о помощи, громко кричать «Пожар!» и т.д.
Если вам удалось выскочить на лестничную площадку – звоните во все двери, кричите, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, это может остудить нападающего, а у вас будут свидетели происшествия в случае, если вы в дальнейшем обратитесь в полицию.
Если вы уходите от обидчика:
Приготовьте: паспорт, свидетельство о рождении (свое и детей) (оригинал или копии), полис медицинского страхования, свидетельство о браке, водительские права, документы на автомобиль, свидетельство о разводе и другие документы, запасные ключи от дома. Держите их в доступном месте.
Вам понадобятся: деньги, лекарства и рецепты, одежду и предметы первой необходимости для себя и детей где-нибудь вне дома (у родственников, друзей).
Заранее договоритесь с друзьями и родственниками о предоставлении вам временного убежища.
Сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашёл вас. Спрячьте или уничтожьте все свои записные книжки, конверты с адресами, которые могли бы помочь ему это сделать.
Если ситуация критическая, то следует покинуть дом незамедлительно, даже если вам не удалось взять необходимые вещи. Помните, под угрозой ваша жизнь!