Найти в Дзене
Краевед-публицист

Первый краевой съезд Северо-Восточного фронта как начало нового этапа партизанского движения в Восточной Сибири

Статья посвящена ходу первого краевого съезда Северо-Восточного партизанского фронта, который стал началом нового этапа в партизанском движении на территории северо-востока Иркутской губернии. Именно данный съезд стал началом деятельности полноценного высшего органа гражданского и военного управления Северо-Восточным партизанским краем – Временного краевого военно-революционного Совета Северо-Восточного фронта Сибири. Этот орган власти должен быть восполнить вакуум власти и управления, который появился ввиду активного появления партизанских отрядов и их активных боевых действий. Тема Северо-Восточного партизанского фронта не была предметом полноценного интереса историков в советское время, а поэтому до сих пор в этой теме остается много белых пятен. Следовательно, и невозможно полностью представить многообразие существовавших партизанских отрядов, взглядов и мнений руководителей партизанского движения, а также тактику и стратегию партизанских соединений на огромной территории, где они
Оглавление

О чем статья?

Статья посвящена ходу первого краевого съезда Северо-Восточного партизанского фронта, который стал началом нового этапа в партизанском движении на территории северо-востока Иркутской губернии. Именно данный съезд стал началом деятельности полноценного высшего органа гражданского и военного управления Северо-Восточным партизанским краем – Временного краевого военно-революционного Совета Северо-Восточного фронта Сибири. Этот орган власти должен быть восполнить вакуум власти и управления, который появился ввиду активного появления партизанских отрядов и их активных боевых действий. Тема Северо-Восточного партизанского фронта не была предметом полноценного интереса историков в советское время, а поэтому до сих пор в этой теме остается много белых пятен. Следовательно, и невозможно полностью представить многообразие существовавших партизанских отрядов, взглядов и мнений руководителей партизанского движения, а также тактику и стратегию партизанских соединений на огромной территории, где они устанавливали свою власть и управление. На основе документального источника – протокола первого краевого съезда автору удалось полностью восстановить все события, происходившие на съезде, полный список его участников, а также полностью реконструировать ряд моментов, которые не были опубликованы в сборнике документов «Борьба за власть Советов в Восточной Сибири 1919-1920 гг.».

Советская власть в Приангарье и Приленье восстанавливалась преимущественно партизанскими отрядами, которые вели активные боевые действия против войск адмирала А.В. Колчака в течении лета-осени 1919 года. Наиболее крупной боевой группой партизан в Северо-Восточном Приангарье на тот момент считался Приангарский партизанский отряд во главе с Н.А. Бурловым. Позднее данный отряд был разделен на две части и вел бои на территориях современных Братского и Нижнеилимского районов Иркутской области. Отряд Д.Е. Зверева провел несколько успешных операций по захвату с. Нижне-Илимского и г. Илимска, что привело к росту численности отряда, а также к созданию Северо-Восточного фронта красных партизан (до этого все партизанские отряды подчинялись штабу Шиткинского фронта).

Партизанские отряды были позднее реорганизованы в советские добровольческие полки с единым командованием. В то же время II Всесибирская конференция РКП(б) в своих решениях определила основную линию по восстановлению Советской власти - «группа партизанских отрядов, распространив свое влияние на обширный район, должна приступить к организации в этих местах Советской власти впредь до реорганизации ее на правильных, Совнаркомом, утвержденным основаниях» [27, с.162].

Это указание так или иначе выполнялось в подконтрольных партизанам районах, ведь партизаны создавали Советы крестьянских депутатов, революционные трибуналы, крестьянские боевые дружины, также они проводили сходы, и избирали на них начальников связи с комендантами сел и деревень.

Примерами таких действий можно считать организацию 6 сентября 1919 года Кежемского волисполкома крестьянских и армейских депутатов во главе с К. Редовским, в конце сентября был создан Нижне-Илимский волисполком, а 15 октября создан Карапчанский волисполком. По сути, это самые первые волостные исполкомы, которые взяли на себя работу по восстановлению Советской власти в партизанских районах. Но этого было недостаточно для полноценного управления подконтрольной партизанам территории, а поэтому ряд волостных съездов Советов (например, Кежемский) высказались за созыв краевого съезда для создания крайисполкома как центра Советской власти [1, с.147-152].

В конечном итоге с 3 по 8 ноября 1919 в с. Нижне-Илимское по предложению Военно-революционного Совета (далее по тексту ВРС) партизанского отряда Д.Е. Зверева состоялся первый краевой съезд Северо-Восточного фронта. В работе съезда приняло участие 15 человек – представители партизанских отрядов, отдельных волостей и волисполкомов [2, л.1].

В первый день работы председателем съезда был избран Богдан Чернявский, товарищем председателя стал Федор Трой, секретарем и его товарищем стали Владимир Брум и Иван Черных соответственно. Ввиду революционного времени президиум съезда не стал обращать строгое внимание на соблюдение формальностей, и обладатели всех категорий мандатов получили решающее право голоса. Выдвинутый было вопрос о непропорциональном представительстве от исполкомов был решен «соломоновым решением»: каждый явившийся должен использоваться для работы и съезд признает за всеми прибывшими право решающего голоса [2, л.1].

Съезд принял следующую повестку дня: утверждение положений о временном краевом Совете Северо-Восточного фронта, о трибунале и следственной комиссии, кооптация нужных лиц, выборы приемочной комиссии, обсуждение текущих дел. Стоит отметить, что съездом было отвергнуто предложение внести в повестку дня доклад председателя военно-революционного трибунала о положении текущих дел, но было принято решение пригласить его для обсуждения вопроса о трибунале. Также съезд решил проводить заседания при закрытых дверях, причем лиц, могущих дать те или иные разъяснения по известному вопросу, приглашать с правом совещательного голоса [2, л.1].

Затем возникла дискуссия по вопросу: должен ли крайсовет выработать конституцию своих прав и обязанностей, а затем выработанный проект отправить на утверждение Военно-революционному совету отряда Зверева. К. Редовский разъяснил участникам съезда, что ВРС вынес такое решение по тому соображению, что Совет не решается дать будущему Крайсовету всю полноту власти, не выяснив перед этим «политической физиономии» Крайсовета. С. Романов же внес предложение – независимо от постановления ВРС самостоятельно выработать положение о Крайсовете, которому вручить всю полноту власти впредь до полного созыва съезда представителей от гражданских и военных организаций, а также довести это решение съезда до сведения ВРС и фронта [2, л.1].

Затем был обсужден вопрос, кем считать себя данному собранию: краевым съездом или краевым советом, и с перевесом в один голос принято решение об окончательном провозглашении данного собрания краевым съездом. Остаток первого дня работы съезда прошел под знаком обсуждения обвинений председателя военно-революционного трибунала Дрыженко в отношении делегатов Черных и Редовского, в итоге съезд принял сторону «обвиненных» и признал необоснованность обвинений, предъявленных к ним [2, л.1; лл.2-4].

Второй день работы был целиком и полностью посвящен обсуждению Положения о Временном краевом Совете Северо-Восточного района, после долгих и горячих прений единогласно приято решено, что «временный краевой революционный Совет является высшим органом правления в районе Северо-Восточного фронта, он состоит из представителей от отрядов и представителей от волостных Советов, причем представителей от военных организаций должно быть больше на одного.

Краевой Совет разделяется на два отдела: гражданский и военный. Председатель Совета избирается пленумом Совета, но может избираться лишь из военных представителей.

Краевой Совет должен играть руководящую и направляющую роль впредь до созыва полного краевого съезда представителей от военных и гражданских организаций. Краевой Совет является высшей законодательной и исполнительной властью, обладающей всей полнотой таковой, кроме судебной. Краевому Совету надлежит немедленно начать подготовительную работу по созыву краевого съезда, организовать тыл и направлять жизнь в нормальное русло. Временному краевому Совету предоставляется право кооптации лиц, стоящих на платформе Советской власти, причем кооптированные пользуются лишь правом совещательного голоса» [2, лл.4-5].

Краевой Совет состоит из 9 представителей от гражданского населения, входящих в гражданский отдел, и 10 представителей от отрядов, входящих в военный отдел [2, л.5].

Далее обсуждалось положение о военном отделе: о сфере его деятельности, о статусе главнокомандующего и его помощника, о назначении командиров отрядов и военно-революционных советах в партизанских отрядах. Также съезд принял положение о гражданском отделе, его подотделах и составе [2, л.5].

Отдельно был рассмотрен финансовый вопрос, которым должен заниматься специальный финансовый отдел из трех человек (1 – член военного отдела, 1 – член гражданского отдела, 1 – кооптируется Крайсоветом). Причем расходование средств должно производиться по требованиям за подписями заведующего военного или гражданского отдела, и председателя Крайсовета [2, л.6].

Ввиду некоторого разграничения административных функций гражданского и военного отделов весь занятый район разделяется на подрайоны: Кежемский, Карапчанский, Нижне-Илимский – в пределах своих волостей, город Илимск – в пределах города. В указанные подрайоны назначаются коменданты подконтрольные Крайсовету. На неорганизованные волости простирается власть ближайшего коменданта впредь до назначения в них временных комендантов. Например, для занятого района Братской волости утверждается временно коменданство с местопребыванием коменданта в д. Седаново [2, л.6].

Коменданты ведают всеми боевыми дружинами, охраной порядка и складов, отчасти формированием добровольческих дружин и инструктирование таковых, также он должен наблюдать за выполнением постановлений Волостного и Краевого Советов. В тех местностях, где еще нет волисполкомов функции таковых возлагаются на военно-революционные советы при партизанских отрядах и на временных комендантов. Каждый член Крайсовета в отдельности за свои частные дела отвечает перед военно-революционным трибуналом по общему положению, т.е. как каждый солдат за дела, касающихся его должности, а также и весь Краевой Совет за свои действия в целом отвечает перед военной конференцией фронта [2, л.6].

Для наблюдения за деятельностью Крайсовета был создана ревизионная комиссия, состоящая только из представителей фронта, причем в нее входят: два представителя от отряда Н. Бурлова, два от отряда Д. Зверева и один представитель от Мукинского отряда. Местом пребывания Крайсовета было определено село Нижне-Илимское. Кворум пленума Совета был определен в 7 человек: 3 от гражданского отдела и 4 от военного отдела, при решении особо важных вопросов кворум определяется в 2/3 всех членов Советов, т.е. в 13 человек, причем 7 членам Совета предоставляется право решать компетенцию для себя того или иного вопроса [2, л.7].

5 ноября 1919 года началось обсуждение предложения о составе президиума Крайсовета, о порядке избрания председателя и его товарища, о недопущении совмещения должностей председателя Совета и председателя военного совета, а также о том, что председатель Совета не обязательно председательствует на пленуме Крайсовета [2, л.7].

Тайным голосованием председателем Крайсовета был избран Владимир Брум, товарищем председателя стал Константин Редовский, секретарем совета стал Иван Черных. Далее принято решение о предварительной разработке военным отделом вопроса о конструкции ВРС при отрядах, затем были избраны – казначей финотдела и заведующий госимуществом, ими стали Рихард Реснис и Емельян Демченко соответственно [2, л.7].

Съезд также постановил избирать спецкомиссию для приемки всего имущества на подконтрольной территории, но полную ревизию имущества съезд поручил ревизионной комиссии. Состав приемочной комиссии был определен в 5 человек, один из них является председателем и назначается Крайсоветом. На местах же приемками имущества занимаются смешанные комиссии из представителя Крайсовета, двух представителей от местного населения и двух представителей от военных организаций. Также решено, что в такую комиссию могут войти и кооптированные лица. В приемочную комиссию Крайсовета вошли: Макаров (председатель), Костычев, Кияновский, Баранов и Черемных [2, л.7-8].

Смешанные приемочные комиссии могут производить приемку предметов снабжения, денег, материалов, людей, разного рода производств, подведомственных гражданскому отделу. В связи с созданием приемочной комиссии был принят список лиц, желательных для кооптации в Крайсовет для той или иной работы в нем. Принята временная предельная норма продовольствия для фронта и тыла в видах установления единообразия нормы во всех отрядах и разных пунктах тыла [2, л.8].

Крайсовет также утвердил положение о военно-революционном трибунале, который является высшей судебной властью в крае. При отрядах в исключительных случаях, связанных с шпионажем или явно контрреволюционных выступлениях функции трибунала возлагаются на ВРС при отрядах. Весь судебный материал при отрядах при необходимости немедленно должен передаваться следственной комиссии. В состав военно-революционного трибунала входят 5 человек: от отряда Бурлова двое, от отряда Зверева двое, от Мукинского отряда один, которые из своей среды выбирают председателя и секретаря [2, л.8].

Что касается следственной комиссии при военно-революционном трибунале, то она должна была производить дознание и расследования разных дел судебного характера, производить аресты имея для этого соответствующий материал. Все приговоры трибунала приводятся в исполнение через следственную комиссию, которая имеет право приостанавливать дальнейшее движение дела если ни один факт не говорит в пользу обвинения. Следственная комиссия состоит из 7 человек, выборных от партизанских отрядов: 4 человека от отряда Зверева, 2 человека от отряда Бурлова и один человек от Мукинского отряда [2, л.8].

В последние дни работы съезда им были рассмотрены следующие вопросы: назначение Детлова комендантом с. Кежма, о положении Шестаковского солеваренного завода, о положении служащих Илимтракта. Краевой Совет после окончания работы съезда и подписания протокола немедленно приступил к работе, осведомив об этом надлежащие органы [2, л.8].

Таким образом, первый краевой съезд Северо-Восточного фронта стал началом деятельности полноценного высшего органа гражданского и военного управления Северо-Восточным партизанским краем – Временного краевого военно-революционного Совета Северо-Восточного фронта Сибири. Причем опираясь на Северо-Восточный фронт красных партизан этот орган революционно-демократической диктатуры в январе 1920 года требовал подчинения от Политцентра и передачи ему всей полноты власти во всей Иркутской губернии как временной центральной власти впредь до соединения с центром (т.е. с Советской Россией).

Первый краевой съезд подвел черту под определенным этапом партизанского движения, который начинался с небольших отрядов Бурлова, Смолина, партизанских групп из деревень Братской и других волостей, а завершился освобождением значительной территории Иркутской губернии где восстанавливалась Советская власть и готовились силы для развертывания партизанского движения в Ленском регионе (Киренский уезд и Бодайбинские золотые прииски). Это событие не было широко известно в советской исторической науке, а существовавшие скудные упоминания страдали чаще всего фактическими неточностями.

Поэтому полноценное изучение Северо-восточного партизанского фронта, его истории, страниц боевых действий полков и дивизий, а также изучение деятельности Краевого (затем Центрального) временного военно-революционного Совета позволит открыть заново многие страницы истории гражданской войны, заполнить белые пятна и по-новому взглянуть на партизанское движение в Иркутской губернии.

Список использованной литературы

1. Борьба за власть Советов в Иркутской губернии (1918–1920 гг.). Партизанское движение в Приангарье: сборник документов / Под ред. З. Тагарова. – Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1959. – 275 с.

2. Протокол краевого съезда Северо-Восточного фронта, созванного по инициативе военно-революционного Совета партизанского отряда т. Зверева // Государственный архив Иркутской области. Ф. Р-852. Оп.1. Д.1. ЛЛ.1-10.

3. Омские большевики в борьбе за власть Советов (1917-1920 гг.): сборник документов / Под ред. А. И. Моисеевой, И. Д. Клеткина. – Омск: Омское обл. гос. изд-во, 1952. – 246 с.

Данные о публикации

Опубл.: Лавров А.И. Первый краевой съезд Северо-Восточного фронта как начало нового этапа партизанского движения в Восточной Сибири / А.И. Лавров // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы: материалы XXVI региональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 12 декабря 2021 года). – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2022. – С.60-66.