Самые старые культовые сооружения на территории Ивановской области относятся ко второй половине 17 века. Более древних белокаменных церквей как на территории соседних Владимирской и Ярославской областей у нас, к сожалению, нет.
Информация о храмах располагается в хронологическом порядке по году постройки.
1. Собор Николая Чудотворца в селе Введенье Шуйского района. 1651 г.
Собор Никольский это основное и наиболее древнее сооружение Николо-Шартомского мужского монастыря. Первый документ, подтверждающий существование Николо-Шартомского монастыря, относится к 1444 году. Несколько веков монастырь существовал в деревянном исполнении, и лишь когда погорел от молнии до основания, началось в нём каменное строительство. И первым храмом, выстроенным в камне, стал, собор святителя Николая. Являет собой великолепный образец культового зодчества середины 17 века, самый ранний памятник архитектуры Ивановской области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Строгость и красота, свойственные древнерусской архитектуре, воплотились в этом сооружении.
2. Церковь Воскресения Словущего в селе Толпыгино Приволжского района. 1670 г.
Церковь Воскресения возведена в 1670 г. на средства думного дворянина И.И. Щепина, однако перестроена и освящена около 1723 г., когда селом владел его внук князь А.Ф. Вяземский. Примечательно, что в 1904-1909 г. в гостях у священника храма Семена Троицкого неоднократно бывал видный русский философ Павел Флоренский, посвятивший Толпыгину стихотворение "Костромская старина".
3. Собор Спаса Преображения в селе Сербилово Гаврилово-Посадского района. 1673 г.
Это яркий образец крупного монастырского собора, традиционного по структуре и характерного для владимиро-суздальской архитектуры 17 столетия. Является основным сооружением Спасо-Кукоцкого монастыря, основанного не позднее 16 века, и вошедшего в историю как временное прибежище самозванца Григория Отрепьева.
4. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Дунилово Шуйского района. 1675 г.
Наиболее старинной каменной культовой постройкой в Дунилове является Благовещенский собор, который был воздвигнут на месте деревянного храма артелью каменщиков из села Пчелки Костромской губернии под руководством Назара Борисова и Ивана Исаева. Дальнейшее каменное храмовое строительство в Дунилове связано с именем боярина Ф.А. Лопухина – отца первой жены Петра I. Село было подарено ему в 1685 г. Уже в первый год владения Лопухин поставил рядом с собором высокую шатровую колокольню. Ее первый ярус служил входом в женский монастырь, в котором, по преданию некоторое время жила царственная монахиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), бывшая супруга Петра Великого.
Благовещенская церковь пятиглавая, обширная, византийской архитектуры, стоит на крутом берегу Тезы. Прекрасно ее отражение в водах Тезы.
5. Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Тимирязево Лухского района. 1679 г.
Собор Воздвижения складывался на протяжении полутора столетий. Самая ранняя и ценная в архитектурном отношении часть его – двустолпный храм, выдержанный в несколько архаизированных формах. Колокольня, построенная в 1836 г., выполнена в стиле классицизма.
Церковь Воздвижения с колокольней являются доминирующими сооружениями Свято-Николо-Тихонов Лухского монастыря. По преданию он был основан в 1498 г. иноком-отшельником преподобным Тихоном Луховским.
6. Церковь Воскресения Христова в городе Лух. 1680 г.
Построена на средства посадского человека Максима Федоровича Попова. Объемная композиция асимметричного в плане сооружения отличается монументальностью. Церковь представляет собой крупный пятиглавый объем, состоящий из квадратного в плане двусветного четверика, трехчастного алтаря с полукруглыми абсидами и одноэтажного объема паперти, оформляющей храм с запада и севера.
7. Церковь Спаса Нерукотворного образа в селе Спасское Приволжского района. 1682 г.
Стоит в центре села, расположенного на высоком правом берегу р. Шохонка и господствует в окружающем пейзаже. Построена на средства владельца села помещика Ивана Ипполитовича Протопопова костромскими мастерами.
Прекрасный образец местного сельского вотчинного храма, формы которого характеризуют своеобразную манеру костромской архитектурной школы 17 века, отличающуюся ясностью конструкции и нарядностью фасадного декора. Его удачно дополняет колокольня в стиле зрелого классицизма. Церковь принадлежит к распространенному в 17 веке типу бесстолпных пятиглавых храмов с трехчастным алтарем и трапезной.
8. Преображенская церковь в Кинешме. 1694 г.
В Заречной Слободе на месте деревянной церкви построена в 1694 г. посадским человеком Лаврентием Даниловым Тюриным. Сравнительно редкая по типологии двухэтажная церковь, выстроенная костромскими мастерами. Характерная черта объемной композиции подобных памятников в приволжских районах - объединение верхнего и нижнего храмов в едином объеме с равными по размерам апсидами.
9. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Плёсе. 1699 г.
Успенский собор поставлен на Соборной горе на территории бывшей древней крепости на месте прежней деревянной, уничтоженной пожаром. Это старинный памятник культового зодчества, представляющий собой провинциальный вариант московского барокко, сохраняющими традиции 17 века Успенский собор простой и в то же время красивый. Его основной объем - восьмерик на четверике — характерен для храмов нарышкинского типа.
10. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дунилове. 1685-1704 г.
Церковь Покрова в Дунилове построена владельцем села боярином Федором Абрамовичем Лопухиным. Начало строительства относится к 1685 г. Исключительно нарядный и выразительный по композиции памятник в стиле нарышкинского барокко послужил впоследствии образцом для целого ряда культовых сооружений бывшего Шуйского уезда.
Источник информации сайт sobory.ru
Постскриптум.
Публикацию дополнил еще одним старинным храмом, одиннадцатым по счету, который выпустил из виду. В Тейкове находится один из самых старых храмов Ивановской области – церковь Илии Пророка. Храм строился с 1694 по 1699 гг. Относится к редкому типу церквей «иже под колоколы», т.е. «церковь под колокольней». Отличительной особенностью данного вида церквей является размещение колокольни непосредственно над храмовым помещением. Это очень редкое явление в русской культовой архитектуре.
Ильинский храм является уникальным произведением русской архитектуры, отличающееся выразительным силуэтом и необычной объемной композицией, она полностью выдержана в формах допетровской архитектуры 17 в. А упоминание о нем есть даже в издании «Всемирная история архитектуры» (в 12-м томе).
Выразительность фасадному декору придают изразцы, что характерно для владимиро-суздальского зодчества.
Будем считать, что теперь тема освещена полностью.