Гармонизация отношений внутри территориальных сообществ предполагает предоставление услуг в интересах всех его членов. Отличие общественных услуг от частных услуг состоит в том, что они предоставляются не за счет получателя услуги, а за счет получаемых общественным управление средств (налогов). Также получателем общественной услуги выступает или все общество в целом (строительство храма, крепости, моста, дороги, канала) или категория лиц, удовлетворяющих каким-то критериям (бесплатное образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.п.).
Как и общественное управление, общественные услуги решают внутренние (обеспечение единства территориального общества) и внешние задачи (охрана периметра территории). Объем предоставляемых услуг определяется уровнем развития производительных сил, которые и диктуют общественную потребность.
Хотя получателем услуг выступает общество в целом, бенефициаром общественных услуг на этапе властительской общественной формации выступают властители, так как они распоряжаются имеющимися у них средствами (налогами), и определяют объем средств, выделяемых на общественные услуги. При переходя к социальной общественной формации, как для общественного управления в целом, роль бенефициаров-властителей будет ослабевать и, со временем, бенефициарами будут выступать все члены общества.
Донаторами общественных услуг выступают налогоплательщики.
Прообразом общественных услуг являются общественные работы при общинном строе (совместная расчистка и огораживание территории, строительство культовых сооружений и общинных зданий и т.п.). Они были неотъемлемой частью общинного управления и не выделяло общественные услуги в отдельный уклад.
Дальнейшее развитии общественные услуги получают при племенном строе в форме общественных повинностей – строительство святилищ, обустройство зданий и защитных сооружений ставки вождей. Особенностью общественных услуг при племенном строе является то, что потребителями их выступают властители, так как они направлены на формирование инфраструктуры общественного управления и идеологии. Исполнителями общественных повинностей являются все взрослые общинники, управление работами совмещено с общественным управлением, а финансирование, в основном, обеспечивается из доходов правителей. Обычно доля собственно финансирования относительно невелика, так как основные исполнительские работы выполняются как повинность общинниками за свой счет, и оно направляется на оплату услуг специалистов (инженеров, ремесленников).
При переходе к феодализму, сущность общественных услуг принципиально не меняется – это все те же феодальные общественные работы в интересах формирования инфраструктуры общественного управления и идеологии. Как и при племенном строе, основными исполнителями феодальных общественных работ являются зависимые крестьяне. Причем их работа является частью обязанностей зависимых крестьян перед государством. Зависимые крестьяне не интегрированы в феодальное государство в части уплаты прямых налогов. Но зависимые крестьяне включены в феодальное государство в форме обязательных общественных повинностей, то есть, отрабатывают свою часть государственного обременения в натуральной форме. Управление общественными работами интегрировано в феодальное государство, а оплачиваемыми специалистами общественных работ являются мастера, подмастерья и ремесленники феодального мелко товарного общественного уклада, которые берут подряды на исполнение специальных работ.
Таким образом, основное отличие феодальных общественных работ от племенных – это масштаб и спектр работ. Это и инфраструктурные проекты: строительство крепостей, дворцов, храмов, каналов, мостов, дорог, причалов. И государственные услуги: почтовая и ямская служба, расквартирование и транспортное обслуживание войск и т.п. Но, как и ранее, потребителями результатов деятельности являются общественное управление и идеология, а не члены общества, как личности.
Дальнейшую трансформацию общественные услуги претерпевают при абсолютизме. Как и все общественные службы, общественные услуги теперь переходят на финансирование из государственных доходов. То есть, массовые исполнители привлекаются на возмездной основе. Надо отметить, что в связи с ограниченным объемом свободных рабочих рук на начальном этапе абсолютизма, крестьяне привлекались к общественным работам на недобровольной основе. Тем не менее их работа оплачивалась государством. В дальнейшем, по мере личного освобождения крестьян (сельскохозяйственного перенаселения), исполнители набирались на добровольной основе. Как и ранее, общественные услуги в части управления интегрированы в абсолютистское государство. Происходят изменения в части обеспечения общественных услуг специалистами. Теперь это служащие государства (чиновники, инженеры и т.п.), интегрированные в общественное управление и получающие зарплату согласно занимаемой позиции. Исполнение же работ, требующих специальных рабочих навыков, обеспечивалось привлечение подрядчиков из других общественных укладов (ремесло, мануфактуры).
Целевое предназначение общественных работ оставалось прежнее – обеспечение общественного управления и идеологии. Хотя на этом этапе уже начинает формироваться и область услуг общего пользования – дороги, благоустройство населенных пунктов и т.п.
Авторитаризм предъявляет принципиально новые требования к качеству «человеческого капитала», что порождает коренные изменения в общественных услугах. Для частного и государственного механизированного производства необходимо обеспечить достаточный уровень образования и здоровья работников. Причем этот уровень не может, как раньше, воспроизводиться семейным воспитанием и образованием. Также не представляется возможных обязать выполнять эти функции как частных лиц, так и частные предприятия. Как результат, общественное образование и здравоохранение массового уровня обеспечивается как государственная услуга. Важно отметить, что речь в данном случае идет именно о массовой услуге, доступной всем слоям общества. Элитные формы образования и здравоохранения для хорошо обеспеченных слоев общества, как и ранее, финансируются из их частных средств.
Изменение социального места семьи, когда она перестает быть производственной ячейкой, ставит вопрос поддержания старших членов общества после завершения их активной трудовой деятельности. Теперь оно не может обеспечиваться семьей. Формируется государственное социальное обеспечение.
Все описанные выше услуги, как и уже существовавшие ранее традиционные общественные услуги (благоустройство, искусство, наука и т.п.) порождают общественный уклад государственных услуг, которые предназначены не только для обеспечения общественного управления и идеологии, но также и личных потребностей членов общества без особенной привязки к их положению и благосостоянию. Общественные услуги на этапе авторитаризма проходят пик своего развития в смысле объёма и спектра предоставляемых государственных услуг.
Бенефициары и руководители государственных услуг едины с бенефициарами авторитарного управления и идеологии. Специалисты (учителя, врачи, чиновники) и исполнители государственных услуг при авторитаризме формируют многочисленные социальные слои, близкие к соответствующим слоям частных и государственных предприятий, и формируют единый с ними социальные классы.
Автоматизированное производство постиндустриализма еще выше поднимает планку требований к уровню квалификации людей. С другой стороны, превалирование капитала в себестоимости продукции позволяет существенно повысить оплату работников за труд. Как результат при постиндустриализме происходит постепенный переход основного спектра услуг из государственного в частный сектор. В руках государственных служб остаются два основных кластера социальных услуг, которые сохранятся как общее благо, финансируемое из налоговых поступлений: поддержание среды обитания и гарантированный уровень благосостояния. Данный вид общественных услуг финансируется из бюджета местных управлений, автономных сообществ и, для глобальных проектов, экономических союзов. Остальные государственные услуги (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, прикладная наука) постепенно трансформируются в услуги, предоставляемые частными предприятиями и корпорациями на возмездной основе.
Социальная структура, порождаемая социальными услугам, в части донаторов, управляющих, специалистов и исполнителей, едина с социальной структурой постиндустриального общественного управления и идеологии. Роль же бенефициаров для социальных услуг, как и для социального управления и идеологии, также постепенно сходит на нет.