Социальная и территориальная сегментация общества для обеспечения своей стабильности нуждается не только в управляющих воздействиях на подвластных людей. Требуется также должным образом воздействовать и на сознание людей. То есть, целенаправленно поддерживать форму общественного сознания, присущую общественному строю. Таким образом, аналогично общественному управлению, общественная идеология решает внутренние и внешние задачи.
Внутренней задачей общественной идеологии является поддержание в общественном сознании видения «справедливости» или, по крайней мере, «естественности» текущего социального устройства общества. Напротив, внешней задачей общественной идеологии является противопоставление единого территориального социума всем другим внешним сообществам по принципу “мы - они”. То есть, общественная идеология решает схожие задачи с общественным управлением, и в этом смысле находится с ним в гармонии.
С другой стороны методы общественной идеологии кардинально отличаются от методов общественного управления, так как она использует методы не силового принуждения, а убеждения. Надо отметить, что общественная идеология может поддерживать только те идеологические установки, которые внутренне присущи обществу. Таким образом, внедрить силовым или не силовым путем общественное сознание, противоречащее общественному строю, невозможно. Нужно отметить, что попытки сделать это, причем всегда неудачные, предпринимались многократно. Можно даже сказать, что общественная идеология есть механизм формирования общественного сознания, адекватного уровню развития общественных отношений.
Как указывалось, общественная идеология находится в симбиозе с общественным управлением, поэтому бенефициарами общественной идеологии являются властители общественного управления, а донаторами – донаторы общественного управления (налогоплательщики).
Что касается социальных слоев, порождаемых общественной идеологией, то руководители общественной идеологии (церковные иерархи, медиа менеджеры и т.п.), как правило сливаются с социальным слоем руководителей общественного управления, специалисты (священники, журналисты, пропагандисты) – с социальным слоем специалистов общественного управления, а работники (церковные служители, технических персонал редакций, учебных и исследовательских заведений и т.п.) – с наемными работниками общественного управления. Таким образом, общественное управление и общественная идеология порождают единые социальные слои в социальной структуре общества.
Общественная идеология зародилась как самостоятельный вид в сфере общественной службы на этапе племенного строя в форме племенного культа. Племенной культ поддерживал внутреннее единство племени.
При феодализме племенной культ трансформируется в церковь, которая поддерживает религию, как основную форму общественного сознания, обеспечивающую единство общества. Можно отметить, что в феодальной конфедерации (феодальном королевстве) вполне допускались различные религии в отдельных его частях (герцогствах), когда внутри герцогств инобожие преследовалось.
Так как феодализм не обладал достаточными ресурсами для прямого финансирования церкви, церковь финансировалась аналогично феодального управлению – выделением землевладений. В этом смысле она обладала не только несомненным идеологическим авторитетом, но и некоторой хозяйственной самостоятельностью.
Абсолютизм в пределах королевства уже не допускал различия религий. И общественная идеология трансформировалась в государственную церковь. Государственная церковь поддерживала единую государственную религию. Внутренняя консолидация абсолютистского управления требовала полного контроля и за общественной идеологией. По этой причине происходит секуляризация церковных земель, церковные иерархи перестают быть земельными магнатами, а переходят на полное государственное финансирование из собранных налогов. Можно отметить, что в пределах конфедеративного уровня (абсолютистская империя), как и ранее, допускается различие религий. На этапе абсолютизма расширяется сфера применения общественной идеологии. Кроме собственно религии, которая является стержнем идеологии, начинают формировать другие идеологические сферы: гуманитарное образование и публичное искусство, хотя и под религиозным контролем.
На этапе авторитаризма происходим изменение главенствующего идеологического императива. На смену государственной религии приходит государственная идеология. Государственная религия остается важной часть государственной идеологии, особенно на начальных стадиях авторитаризма, но ее постепенно замещает понятие священности собственного государства в форме, в зависимости от ситуации, патриотизма (сохранение единства республика), национализма (выделение национально или экономически самодостаточной единицы из империи) или империализма (сохранение империи). Формирование государственной идеологии происходит через гуманитарную составляющую в обязательном общественном массовом образовании и воспитании, в массовом публичном искусстве (литература, живопись, кино и театр). Но на первые позиции в государственной идеологии выходят средства массовой информации (прессам и телевидение). Как и ранее, государственная идеология финансируется из государственных доходов.
При переходе к постиндустриальному обществу происходит не только смена общественного строя, но и изменение общественной формации. Социальная общественная формация ставит во главу владение капиталом, поэтому ей чужда идеология властительной формации – власть над людьми. Таким образом, ключевой идеологией постиндустриализма становится социальная идеология - индивидуализм-общечеловеческие ценности – то есть, абсолютное главенство индивидуального над групповым: личная политическая и экономическая свобода, полное равенство людей, независимо от пола, языка, места проживания и социального статуса; превалирование частной собственности над любой групповой (государственной) собственностью. Социальная идеология ставит задачи балансировки интересов внутри всего человеческого сообщества. То есть, внешние задачи идеологии уходят из дискурса, а внутренние задачи начинают действовать глобально. Естественно, как и ранее, социальная идеология формируется путем образования, воспитания, через средства массовой информации и произведения искусства.
Можно предположить, что постепенно будет уменьшаться доля собственного государственных расходов в социальной идеологии и финансирование социальной идеологии будет осуществляться на базе государственно-частного партнёрства (налоги автономных сообществ, благотворительные фонды частных предприятий). Руководители и специалисты социальной идеологии будут входить в социальный слой руководителей и специалистов автономных сообществ и частных предприятий.