Актер и режиссер Константин Наумович Воинов (настоящая фамилия Кац) окончил театральную студию Николая Хмелева, играл на сцене и в кино, ставил спектакли, снимал фильмы. Одной из лучших его работ стала «Женитьба Бальзаминова», снятая на киностудии «Мосфильм» по мотивам трилогии А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Две собаки дерутся – третья не приставай».
В центре сюжета – мелкий чиновник двадцати пяти лет Михайло Дмитрич Бальзаминов, мечтающий выгодно жениться: «Что служить-то! Много ли я выслужу? А тут вдруг зацепишь мильон». Наивный мечтатель, искатель несбыточного добился-таки своего. В финале картины обладательница каменного дома с садом в Замоскворечье и лавки в Китай-городе, истомившаяся по мужской ласке вдова Белотелова обратила на него свой благосклонный взор.
Роль Бальзаминова блистательно исполнил Георгий Михайлович Вицин. На момент съемок актеру было уже 46 лет, но он очень органично смотрелся в роли молодого шалопая, даже гонял по крышам голубей вместе с местными мальчишками.
Матушку главного героя, вдову Павлу Петровну Бальзаминову, воплотила на экране Людмила Шагалова. Она была на несколько лет моложе своего кинематографического сына, но усилия художников-гримеров превратили красивую молодую женщину в смешную старушку.
Даже на второстепенные роли режиссер пригласил звезд отечественного кинематографа – Лидию Смирнову (сваха Акулина Гавриловна Красавина), Екатерину Савинову (кухарка Матрена), Николая Крючкова (купец Нил Борисыч Неуеденов), Инну Макарову и Надежду Румянцеву (сестры Анфиса и Раиса Пеженовы), Татьяну Конюхову (Химка), Нонну Мордюкову (вдова Домна Евстигнеевна Белотелова), Ролана Быкова (офицер в отставке Лукьян Лукьянович Чебаков), Тамару Носову (Ничкина), Жанну Прохоренко (Капочка Ничкина) и др.
Константин Наумович Воинов очень любил и ценил артистов, умел раскрыть новые грани их таланта. Каждый из персонажей Островского в интерпретации режиссера отличался от других «лица необщим выраженьем». Смешно и азартно сыграл Ролан Быков крошку-капитана, донельзя бравого, кумира уездных падших женщин, лихо закручивающего усы. Татьяна Конюхова в роли дворовой девки Химки олицетворение тупости и полного идиотизма. Сама актриса называла свою героиня «пригвожденной к балалайке». А для Лидии Смирновой роль свахи стала открытием. В книге «Моя любовь» она отмечала: «Сначала мы искали грим: нос подтянули кверху, рыжий парик, красные глазки от пристрастия моей свахи к вину. А как нелегко было осваивать кринолин! Садишься, а юбка поднимается кверху, закрывает тебя. Волосы нам укладывала знаменитый мастер, истинный профессионал, Мария Ивановна из МХАТа. Это удивительно творческий человек, золотые руки. У нее хватало терпения тратить на наши головы по три часа, каждый волосок зализывать. И мне, и Мордюковой она придумала очень смешные прически.
Когда я нашла манеру речи моей героини, я вдруг стала чувствовать себя очень удобно. Долго искала ей походку. Наконец нашла – утиную, немного вкрадчивую. И моя сваха по городу все снует, снует. Тут сосватает, там сосватает, ну, конечно, зарабатывает, да и рюмочку поднесут. Из скольких фантазий, из скольких приспособлений лепился этот характер! Это все, конечно, помог найти Воинов».
Кинолента снималась в Суздале. Именно этот старинный русский город с его патриархальным укладом, по мнению создателей фильма, наиболее точно соответствовал духу старой купеческой Москвы 19 столетия. Фильм сняли быстро и весело, буквально за несколько месяцев. Предпремьерный показ картины состоялся в конце 1964 года в местном кинотеатре, который располагался в одном из строений Ризоположенского монастыря. Был аншлаг. Суздальцы искали на экране себя, своих друзей, соседей и знакомых, ведь в массовых сценах и даже эпизодических ролях было занято много горожан. Старожилы вспоминали, что за один съемочный день детям платили по полтора рубля, взрослым – по три.
Оператор Георгий Куприянов, художник Феликс Ясюкевич, композитор Борис Чайковский тоже внесли свою лепту в создание шедевра. По своей художественной ценности музыка из этой ленты не уступала кинодраматургии. Кто из зрителей не помнит песню «Лютики-цветочки», написанную, кстати, на стихи режиссера К.Н.Воинова?
В широкий прокат «Женитьба Бальзаминова» вышла в 1965 году. Премьера киноленты состоялась 25 марта 1965 года. Фильм восторженно приняли критики. Борис Медведев, в частности, отмечал: «Да, я убежден, что, экранизируя, нужно следовать не букве, а сути произведения, не переписывать посредством кинокамеры явление за явлением, а смело предлагать сегодняшнему зрителю свое, сегодняшнее, пускай и спорное в чем-то, «еретическое» в чем-то видение знакомого с детства классического произведения. И за это я благодарен постановщику «Женитьбы Бальзаминова» Константину Воинову».
Долгую жизнь картине обеспечила и россыпь крылатых фраз, полюбившихся зрителям. Например, цитата из диалога матери и сына Бальзаминовых: «Ну неужели ты триста лет прожить хочешь? А что же, маменька, при хорошей-то жизни, может, и проживeшь». Или меткий ответ свахи на сделанное ей замечание: «А у меня совесть чище золота. Одно слово – хрусталь».
«Женитьба Бальзаминова» заслуженно заняла место среди лучших экранизаций классики. Ее часто показывают по телевидению, помнят и любят несколько поколений кино- и телезрителей.
Материал подготовила: Винокурова Э.Е.