Найти в Дзене
Театр «Мастерская»

5 фактов о театре Испании в эпоху Возрождения. Часть 1

1. В Испании «золотого века» (последняя третьXVI — конец XVIIв.) возникла исключительная ситуация — не отдельные лица, а нация в целом посвящает львиную долю дневного времени искусству: например, с весны 1611 по весну 1614 г. в Севилье в двух театрах — в Колизее и коррале доньи Эльвиры - было представлено 526 комедий! (Первоначально слово «корраль» («corral») обозначало застройку из четырех сходящихся под прямым углом домов, обрамляющих внутренний двор. Во второй половине XVI в. такие дворы станут использовать профессиональные актеры, а к концу столетия строят многочисленные коррали специально для представлений). 2. Бродячие труппы были довольно распространены. Их было великое множество 150-250. Состояли они из разнообразных людей: преступники, беглые монахи и тд. Звание «королевских трупп» в начале XVII в. было присвоено 12 коллективам, но фактически их было больше, и они-то играли ведущую роль в сценическом искусстве «золотого века». Во главе каждой из них стоял руководитель, «творе

1. В Испании «золотого века» (последняя третьXVI — конец XVIIв.) возникла исключительная ситуация — не отдельные лица, а нация в целом посвящает львиную долю дневного времени искусству: например, с весны 1611 по весну 1614 г. в Севилье в двух театрах — в Колизее и коррале доньи Эльвиры - было представлено 526 комедий! (Первоначально слово «корраль» («corral») обозначало застройку из четырех сходящихся под прямым углом домов, обрамляющих внутренний двор. Во второй половине XVI в. такие дворы станут использовать профессиональные актеры, а к концу столетия строят многочисленные коррали специально для представлений).

2. Бродячие труппы были довольно распространены. Их было великое множество 150-250. Состояли они из разнообразных людей: преступники, беглые монахи и тд. Звание «королевских трупп» в начале XVII в. было присвоено 12 коллективам, но фактически их было больше, и они-то играли ведущую роль в сценическом искусстве «золотого века». Во главе каждой из них стоял руководитель, «творец комедий». Чаще всего, это был актер, объединяющий в одном лице директора, администратора и режиссера.

3. Комедианты покупали себе невероятно дорогие сценические костюмы, которые воплощали сценографическое начало и создавали образ праздничной, яркой жизни. Как правило, актеры играли в современных костюмах героев любых эпох не потому, что сознательно «осовременивали» пьесу, а потому что требование историзма было еще неведомо. Серебряное и золотое шитье на атласной и шелковой ткани, перламутровые пуговицы, дорогое оружие - все это помогало актерам блистать на сцене; умножало феерическую яркость сценического мира.

4. В центре корраля находился обширный внутренний двор — патио. Большая часть публики в течение всего спектакля стояла. Однако прямо перед сценой размещались сидячие места. Справа и слева в патио многих корралей возвышались скамьи боковых амфитеатров. Наиболее привилегированная часть публики находилась в ложах. Патио не имел крыши, однако во многих корралях часть его была под тентом, предохраняющим от палящего солнца, но не от дождя, который мог быть настолько сильным, что представление прекращалось. Важнейшими частями игрового пространства в корралях были основная, внутренняя и верхняя сцены. Основная сцена не имела переднего занавеса и представляла собой прямоугольные подмостки. Задняя сцена помещалась в нише, поэтому в ней царила полутьма. Эпизоды, показанные в ней, нуждались в искусственном освещении.

5. Спектакль был немыслим без самого тесного взаимодействия между актерами и зрителями. Публика корралей «золотого века» была невероятно пестрой, вбирающей в себя все слои испанского населения. В ложах находились дамы и кавалеры высшего света, галерка была излюбленным местом интеллигенции, боковые скамьи амфитеатра и находящиеся перед сценой или вокруг сцены скамейки или кресла занимали горожане побогаче. Что же касается стоящих зрителей, то они образовывали толпу, состоящую из солдат, слуг, рабов-мавров и негров, ремесленников, крестьян, поденщиков, школяров, торговцев, просителей при дворе, нижнего клира и т. п., вплоть до бродяг и представителей преступного мира. Эта самая шумная часть публики получила в «золотом веке» прозвище «мушкетеров». Именно их темпераментное поведение — восторженные крики или свистки и шиканье — часто предопределяло успех или неуспех спектакля. Секрет неотразимой, берущей всех — от принцев до нищих — притягательности представлений во многом объяснялся их зрелищностью, необычайно плодотворным синтезом различных традиций и веяний, от фольклора до философии ренессансного неоплатонизма.