Найти тему
Строки на веере

Ближнее море#28. Нестандартное решение. Киллер. Два меча

Нестандартное решение

История произошла в издательстве «Армада» в се­редине 90­х годов. Переводчик Игорь N был не просто пьян, он еле держался на ногах, доставая всех бессвяз­ными разговорами. Впрочем, кроме пьяных бредней, он принес свежепереведенный роман, из-­за чего чув­ствовал себя героем, вокруг которого все от мала до ве­лика должны были водить радостные хороводы.

— Надо налить ему крепкого чаю, чтобы немножко протрезвел, — предложила одна из находившихся тут же редактрис, за что немедленно была нецензурно по­слана «героем дня».

Впрочем, вызвав волну негодования сотрудников редакции, переводчик неожиданно утих и присмирел, попросив действительно заварить ему чайку.

— Сделайте что просит, будьте так добры, — попро­сил обиженную девушку Андрей Саломатов, примиря­ющее улыбаясь. Мол, какой смысл на пьяного дурака обижаться. Протрезвеет — сам приползет извиняться.

Игорь взял чашку, резко крутанулся на месте, чуть не утратив при этом равновесия, и выплеснул чай в кад­ку с фикусом. После чего, выхватив из кармана поча­тую бутылку водки, налил в чашку и со словами «Чай, не последняя» лихо опрокинул содержимое в рот. Пос­ле чего почти тотчас рухнул на пол.

— Нужно было дать ему кофе, — по-своему оценила ситуацию заведующая детской редакцией.

Киллер

Сценка из 90­х годов.

— Ты кто? — спросила Оля.

— Я киллер, — ответил невысокий, сутулый мужчи­на и почему-­то покраснел.

— Киллер? — на всякий случай переспросила Ольга. Слово показалось знакомым. Но такая профессия в ту­совке слыла за экзотику. Во всяком случае Оля сталки­валась с ней в первый раз.

— Ну и как дела у тружеников?.. м­м­м…

— Да работа как работа. Залег, выстрелил, ушел. Ру­тина.

— Ага, — машинально поддакнула Ольга, — действи­тельно ничего интересного.

— Хотя… — киллер призадумался. — Нет, на самом деле в нашей профессии тоже есть место фантазии. Вот недавно, например, нужно было через весь город тащить снайперскую винтовку. Вот такенная штука, — он по­казал руками. — А как ты ее доставишь, когда вокруг ментов по случаю приезда какой­-то шишки, как зуби­ков в расческе.

Вот и кумекай, как работать в таких условиях.

— Ну и как же? — Оля затаила дыхание.

— А просто. Купил на улице длинные такие шарики, из которых клоуны на праздниках обычно собачек да жирафов скручивают, и сделал из них целый букет цве­тов на длинных зеленых стеблях. Ими и замаскировал винтовочку. Другие шарики взял в руки, нацепил смеш­ную шапку, клоунский красный нос. И как ни в чем не бывало пронес оружие между ловящих ворон ментов.

Мораль: бойтесь клоунов, цветы приносящих!

-2

Два меча

В Выборге в 1887 году известным финским скульп­тором Вилле Вальгреном был поставлен памятник ос­нователю замка Торгильсу Кнутссону. Незадолго до этого — в 1862 году новая улица города, которая вскоре после этого сделалась главной, была названа Торкельс­кой.[1] Впоследствии она, естественно, была переимено­вана в проспект Ленина.

Инициатором создания памятника выступил выбор­гский архитектор Я. Аренберг. Он же руководил сбором денежных средств на изготовление, установку и достав­ку скульптуры. Да, я не оговорилась, новый — бронзовый Кнутссон родился в парижской мастерской Вальгрена.

-3

Были устроены благотворительные концерты, спек­такли, лотереи. Наконец нужная сумма была собрана, и Вальгрен приступил к работе. Правда, он далеко не сра­зу занялся эскизами будущей скульптуры, а для начала засел за историю средневекового костюма. Шутка ли сказать, одна крохотная неточность — и гордый марс­калк[2] сделается всеобщим посмешищем!

Но даже когда с облачением Кнутссона все проясни­лось, скульптор долго не мог найти подходящий образ.

— С этим памятником связана вот какая байка. Сам я ее слышал от других людей и за подлинность ручать­ся не могу, — разводит руками Андрей Дмитриевич Ба­лабуха. —Так что не взыщите, если что.

Итак, памятник основателю Выборга установили, а в 1939 году в результате Зимней войны Выборг отошел к СССР. Тогда наши доблестные герои сказали: Тор­гильс Кнутссон — это чрезвычайно непатриотично. Затем свалили статую и водрузили на освободивший­ся пьедестал Петра I. Но финны народ аккуратный, па­мятники в переплавку не отправляют. Поэтому мест­ные сторожа тихо перенесли Кнутссона в яхт-клуб, со­ломкой прикрыли и стали ждать.

В 1941 году финны, отвоевав город, сбросили Петра I, сволокли его в тот же яхт-клуб, соломкой прикрыли. А на родной пьедестал вернулся Торгильс Кнутссон.

В 1945-­м советские войска вновь забрали себе Вы­борг, уже проверенным путем отправились в яхт-клуб, забрали оттуда Петра I, сбросили Кнутссона, причем на этот раз так сбросили, чтобы тот разбился на куски.

Сейчас в Выборге снова стоит Торгильс Кнутссон. Новодел, конечно, но отлитый в той же литейной фор­ме, что и оригинал.

На том бы, казалось, история и закончилась. Но меч — меч, что держал бронзовый марскалк,– уцелел! Кто-­то вытащил его из осколков первого памятника и спрятал.

И вот родилась легенда, что до тех пор, пока меч Кнутссона жив, — и Выборгу жить. Потому что, когда проектировался памятник, меч был полностью скопи­рован с подлинного меча Кнутссона, который находил­ся в музее. Причем это был настоящий кованый меч!

Долгое время этот меч прибывал в нетях где-­то в Вы­борге, до тех пор, пока уже в конце 80-­х годов он не по­пал в руки к некоему русскому ролевику, который и сам умел ковать. Естественно, он заинтересовался мечом и повез его к себе домой в Питер. Но по дороге был задер­жан милицией и препровожден в ближайшее отделе­ние, где не вняли протестам, что-­де меч не настоящий, а всего лишь кусок от разрушенного памятника, и отда­ли подозрительное оружие на экспертизу. А та, в свою оче­редь, показала, что это подлинное боевое оружие начала XIV века и поэтому должно быть передано в музей, но ни в коем случае не возвращено частному лицу.

И дальше самое интересное. Меч должны были пе­редать в Музей ракетных войск. Проверяли — нету. В Эрмитаже — нет. Ни в один другой из известных музе­ев ничего похожего не поступало.

Куда он делся — неведомо. Но ведь есть легенда, что Выборг будет стоять до тех пор, пока его охраняет меч Кнутссона. А поскольку Выборг жив, стало быть, меч цел!

— На самом деле все было не так! — вступает в спор искусствовед Лариса Каштановская. — О мече Кнутссона писала Е.А. Рыдзевская в своей работе «Древняя Русь и Скандинавия в IX­XIV вв.»[3] . Памятник действительно был создан указанным выше скульптором по иници­ативе упомянутого архитектора, и делался он в Пари­же. Но во всем остальном это чистой воды байка!

На самом деле дело было так.

В «Хронике Эрика»[4] говорится:

Торгильс Кнутссон стал править в то время.

Был он умен и радушен со всеми.

Крестьяне, священники, рыцари, слуги —

Все были довольны жизнью в округе.

Были там праздники, танцы, турниры.

Ни хлеба, ни мяса не жалко для пира.

Рыба в достатке водилась в озерах,

Мир и покой царил на просторах.

Лишь по законам все споры решали.

Люди про тяжбы не вспоминали…

Жизнь с тех пор потекла спокойно,

Как встарь, не терзали Швецию войны.

Торгильс Кнутссон — любимый персонаж шведов и финнов. Поэтому и главная улица в его честь, поэтому его и называют завоевателем Карелии, основателем Выборгского замка и даже города Выборга (тому есть множество подтверждений в книгах и в Интернете).

Памятник был изготовлен в 1887 году и стараниями русского императора Николая I торжественно приве­зен в Выборг. Высочайшего разрешения письменно ис­прашивал городской совет, чему также есть письмен­ное подтверждение.

4 октября 1908 года состоялось торжественное откры­тие памятника. Он был установлен на площади Старой ратуши напротив замка и простоял там сорок лет, пока в 1948 году знаменитый маршал не был свергнут с пье­дестала и отправлен на склад комбината благоустрой­ства города. Там его отыскали сотрудники Выборгско­го краеведческого музея в 1975 году, после чего Торгильс Кнутссон был перенесен в подвал замка. Где он проле­жал до 1991 года. «…Благодаря члену Союза художни­ков России скульптору В.П. Димову, архитектору И.В. Ка­черину, гранитчику Михаилу Сафонову, работникам завода «Монументскульптура» (Петербург) и, конеч­но, Фонду реставрации, реконструкции и развития Выборга, финансировавшему работы, гордый маршал вновь занял свое место на площади. Произошло это 2 ию­ля 1993­го года, в год 700­летия Выборгского замка».

— Впрочем, мы хотели поговорить о мече Торгильса Кнутссона. Так вот, весной 1994 года ночью неизвест­ные отломали от статуи меч, и его не могли затем отыс­кать в течение нескольких дней. После чего похитите­ли вдруг ни с того ни с сего сами вернули оружие, поло­жив его к ногам маршала, — рассказывает Лариса.

— И нет никаких мыслей относительно того, для чего потребовался меч? Как он был применен? — восполь­зовалась я возникшей паузой.

— Предположения были самые разные, от бытовых — нажрались, решили проявить удаль, после осознали и вернули — до мистических и даже фантастических. Это скорее уже по вашей части. Я же могу закончить свой рассказ только тем, что работники Выборгского судостроительного завода вновь «вложили» меч в брон­зовую руку Торгильса Кнутссона.

— А если меч подменили? — я снова пытаюсь приду­ мать свой финал. — Была сделана экспертиза или нет?

— Никакой экспертизы не было и быть не могло. Про­пал меч, потом его вернули. Кому какое дело? Главное, что скульптура была восстановлена и в настоящее вре­мя меч находится в руках своего маршала. А пока жив меч Торгильса Кнутссона — Выборг жив!

[1] Торкель — другая форма имени Торгильс.

[2] Маршал (д.*швед.)

[3] Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия. — М.: Наука, 1978.

[4] Хроника Эрика — рифмованная хроника, один из древнейших шведс­

ких литературных памятников. Она была составлена в 1320­е годы

неизвестным автором. В основу хроники положена история династии

шведских конунгов — Фольгунгов — с момента её основания в середине

XIII века до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 году.

Это был фрагмент из книги "Ближнее море". Полностью книгу можно скачать на сайте АвторТудей: https://author.today/work/169183