Нестандартное решение
История произошла в издательстве «Армада» в середине 90х годов. Переводчик Игорь N был не просто пьян, он еле держался на ногах, доставая всех бессвязными разговорами. Впрочем, кроме пьяных бредней, он принес свежепереведенный роман, из-за чего чувствовал себя героем, вокруг которого все от мала до велика должны были водить радостные хороводы.
— Надо налить ему крепкого чаю, чтобы немножко протрезвел, — предложила одна из находившихся тут же редактрис, за что немедленно была нецензурно послана «героем дня».
Впрочем, вызвав волну негодования сотрудников редакции, переводчик неожиданно утих и присмирел, попросив действительно заварить ему чайку.
— Сделайте что просит, будьте так добры, — попросил обиженную девушку Андрей Саломатов, примиряющее улыбаясь. Мол, какой смысл на пьяного дурака обижаться. Протрезвеет — сам приползет извиняться.
Игорь взял чашку, резко крутанулся на месте, чуть не утратив при этом равновесия, и выплеснул чай в кадку с фикусом. После чего, выхватив из кармана початую бутылку водки, налил в чашку и со словами «Чай, не последняя» лихо опрокинул содержимое в рот. После чего почти тотчас рухнул на пол.
— Нужно было дать ему кофе, — по-своему оценила ситуацию заведующая детской редакцией.
Киллер
Сценка из 90х годов.
— Ты кто? — спросила Оля.
— Я киллер, — ответил невысокий, сутулый мужчина и почему-то покраснел.
— Киллер? — на всякий случай переспросила Ольга. Слово показалось знакомым. Но такая профессия в тусовке слыла за экзотику. Во всяком случае Оля сталкивалась с ней в первый раз.
— Ну и как дела у тружеников?.. ммм…
— Да работа как работа. Залег, выстрелил, ушел. Рутина.
— Ага, — машинально поддакнула Ольга, — действительно ничего интересного.
— Хотя… — киллер призадумался. — Нет, на самом деле в нашей профессии тоже есть место фантазии. Вот недавно, например, нужно было через весь город тащить снайперскую винтовку. Вот такенная штука, — он показал руками. — А как ты ее доставишь, когда вокруг ментов по случаю приезда какой-то шишки, как зубиков в расческе.
Вот и кумекай, как работать в таких условиях.
— Ну и как же? — Оля затаила дыхание.
— А просто. Купил на улице длинные такие шарики, из которых клоуны на праздниках обычно собачек да жирафов скручивают, и сделал из них целый букет цветов на длинных зеленых стеблях. Ими и замаскировал винтовочку. Другие шарики взял в руки, нацепил смешную шапку, клоунский красный нос. И как ни в чем не бывало пронес оружие между ловящих ворон ментов.
Мораль: бойтесь клоунов, цветы приносящих!
Два меча
В Выборге в 1887 году известным финским скульптором Вилле Вальгреном был поставлен памятник основателю замка Торгильсу Кнутссону. Незадолго до этого — в 1862 году новая улица города, которая вскоре после этого сделалась главной, была названа Торкельской.[1] Впоследствии она, естественно, была переименована в проспект Ленина.
Инициатором создания памятника выступил выборгский архитектор Я. Аренберг. Он же руководил сбором денежных средств на изготовление, установку и доставку скульптуры. Да, я не оговорилась, новый — бронзовый Кнутссон родился в парижской мастерской Вальгрена.
Были устроены благотворительные концерты, спектакли, лотереи. Наконец нужная сумма была собрана, и Вальгрен приступил к работе. Правда, он далеко не сразу занялся эскизами будущей скульптуры, а для начала засел за историю средневекового костюма. Шутка ли сказать, одна крохотная неточность — и гордый марскалк[2] сделается всеобщим посмешищем!
Но даже когда с облачением Кнутссона все прояснилось, скульптор долго не мог найти подходящий образ.
— С этим памятником связана вот какая байка. Сам я ее слышал от других людей и за подлинность ручаться не могу, — разводит руками Андрей Дмитриевич Балабуха. —Так что не взыщите, если что.
Итак, памятник основателю Выборга установили, а в 1939 году в результате Зимней войны Выборг отошел к СССР. Тогда наши доблестные герои сказали: Торгильс Кнутссон — это чрезвычайно непатриотично. Затем свалили статую и водрузили на освободившийся пьедестал Петра I. Но финны народ аккуратный, памятники в переплавку не отправляют. Поэтому местные сторожа тихо перенесли Кнутссона в яхт-клуб, соломкой прикрыли и стали ждать.
В 1941 году финны, отвоевав город, сбросили Петра I, сволокли его в тот же яхт-клуб, соломкой прикрыли. А на родной пьедестал вернулся Торгильс Кнутссон.
В 1945-м советские войска вновь забрали себе Выборг, уже проверенным путем отправились в яхт-клуб, забрали оттуда Петра I, сбросили Кнутссона, причем на этот раз так сбросили, чтобы тот разбился на куски.
Сейчас в Выборге снова стоит Торгильс Кнутссон. Новодел, конечно, но отлитый в той же литейной форме, что и оригинал.
На том бы, казалось, история и закончилась. Но меч — меч, что держал бронзовый марскалк,– уцелел! Кто-то вытащил его из осколков первого памятника и спрятал.
И вот родилась легенда, что до тех пор, пока меч Кнутссона жив, — и Выборгу жить. Потому что, когда проектировался памятник, меч был полностью скопирован с подлинного меча Кнутссона, который находился в музее. Причем это был настоящий кованый меч!
Долгое время этот меч прибывал в нетях где-то в Выборге, до тех пор, пока уже в конце 80-х годов он не попал в руки к некоему русскому ролевику, который и сам умел ковать. Естественно, он заинтересовался мечом и повез его к себе домой в Питер. Но по дороге был задержан милицией и препровожден в ближайшее отделение, где не вняли протестам, что-де меч не настоящий, а всего лишь кусок от разрушенного памятника, и отдали подозрительное оружие на экспертизу. А та, в свою очередь, показала, что это подлинное боевое оружие начала XIV века и поэтому должно быть передано в музей, но ни в коем случае не возвращено частному лицу.
И дальше самое интересное. Меч должны были передать в Музей ракетных войск. Проверяли — нету. В Эрмитаже — нет. Ни в один другой из известных музеев ничего похожего не поступало.
Куда он делся — неведомо. Но ведь есть легенда, что Выборг будет стоять до тех пор, пока его охраняет меч Кнутссона. А поскольку Выборг жив, стало быть, меч цел!
— На самом деле все было не так! — вступает в спор искусствовед Лариса Каштановская. — О мече Кнутссона писала Е.А. Рыдзевская в своей работе «Древняя Русь и Скандинавия в IXXIV вв.»[3] . Памятник действительно был создан указанным выше скульптором по инициативе упомянутого архитектора, и делался он в Париже. Но во всем остальном это чистой воды байка!
На самом деле дело было так.
В «Хронике Эрика»[4] говорится:
Торгильс Кнутссон стал править в то время.
Был он умен и радушен со всеми.
Крестьяне, священники, рыцари, слуги —
Все были довольны жизнью в округе.
Были там праздники, танцы, турниры.
Ни хлеба, ни мяса не жалко для пира.
Рыба в достатке водилась в озерах,
Мир и покой царил на просторах.
Лишь по законам все споры решали.
Люди про тяжбы не вспоминали…
Жизнь с тех пор потекла спокойно,
Как встарь, не терзали Швецию войны.
Торгильс Кнутссон — любимый персонаж шведов и финнов. Поэтому и главная улица в его честь, поэтому его и называют завоевателем Карелии, основателем Выборгского замка и даже города Выборга (тому есть множество подтверждений в книгах и в Интернете).
Памятник был изготовлен в 1887 году и стараниями русского императора Николая I торжественно привезен в Выборг. Высочайшего разрешения письменно испрашивал городской совет, чему также есть письменное подтверждение.
4 октября 1908 года состоялось торжественное открытие памятника. Он был установлен на площади Старой ратуши напротив замка и простоял там сорок лет, пока в 1948 году знаменитый маршал не был свергнут с пьедестала и отправлен на склад комбината благоустройства города. Там его отыскали сотрудники Выборгского краеведческого музея в 1975 году, после чего Торгильс Кнутссон был перенесен в подвал замка. Где он пролежал до 1991 года. «…Благодаря члену Союза художников России скульптору В.П. Димову, архитектору И.В. Качерину, гранитчику Михаилу Сафонову, работникам завода «Монументскульптура» (Петербург) и, конечно, Фонду реставрации, реконструкции и развития Выборга, финансировавшему работы, гордый маршал вновь занял свое место на площади. Произошло это 2 июля 1993го года, в год 700летия Выборгского замка».
— Впрочем, мы хотели поговорить о мече Торгильса Кнутссона. Так вот, весной 1994 года ночью неизвестные отломали от статуи меч, и его не могли затем отыскать в течение нескольких дней. После чего похитители вдруг ни с того ни с сего сами вернули оружие, положив его к ногам маршала, — рассказывает Лариса.
— И нет никаких мыслей относительно того, для чего потребовался меч? Как он был применен? — воспользовалась я возникшей паузой.
— Предположения были самые разные, от бытовых — нажрались, решили проявить удаль, после осознали и вернули — до мистических и даже фантастических. Это скорее уже по вашей части. Я же могу закончить свой рассказ только тем, что работники Выборгского судостроительного завода вновь «вложили» меч в бронзовую руку Торгильса Кнутссона.
— А если меч подменили? — я снова пытаюсь приду мать свой финал. — Была сделана экспертиза или нет?
— Никакой экспертизы не было и быть не могло. Пропал меч, потом его вернули. Кому какое дело? Главное, что скульптура была восстановлена и в настоящее время меч находится в руках своего маршала. А пока жив меч Торгильса Кнутссона — Выборг жив!
[1] Торкель — другая форма имени Торгильс.
[2] Маршал (д.*швед.)
[3] Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия. — М.: Наука, 1978.
[4] Хроника Эрика — рифмованная хроника, один из древнейших шведс
ких литературных памятников. Она была составлена в 1320е годы
неизвестным автором. В основу хроники положена история династии
шведских конунгов — Фольгунгов — с момента её основания в середине
XIII века до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 году.
Это был фрагмент из книги "Ближнее море". Полностью книгу можно скачать на сайте АвторТудей: https://author.today/work/169183