Для многих постсоветских стран, например, для Украины, интеграция в ЕС стала религией. Страна, отстаивающая свой суверенитет любой ценой, кричащая на каждом углу про независимость, при этом спокойно отдает эту независимость ЕС просто потому, что там люди богаче. Очевидно, что никакого отношения к независимости этот процесс на самом деле не имеет, а политика постсоветских стран строилась все эти годы на отмежевании от России, создании своей истории, где Россия была представлена оккупантом, а теперь соответствующая республика СССР стала независимой страной. Поскольку постсоветские страны, особенно Украину и Белоруссию, объединяет общая история и культура, то власти приходилось отвечать на вопрос “Если мы единый народ, то почему мы не в одном государстве?”. Власть отвечала, что народ не единый, а поскольку не единый, то пришлось убирать из истории страны всех русских, всё общее: победа в Великой отечественной войне, писателей. И в результате в истории остаются только коллаборационисты, боровшиеся против России: Мазепа, Бандера и другие. Проект “Украина не Россия” тут же превращается в “Украина - Антироссия”.
При этом все страны ждут каких-либо уступок со стороны России в виде дешевых кредитов, поставок газа или иных преференций. И если такие выгоды они не получают, обвиняют Россию в том, что она плохая и больше страны не будут дружить с ней, а выберут США и Европу (для Белоруссии и Украины, Грузии), или Китай (Казахстан и страны средней Азии). Постсоветские правительства считают, что эти страны будут с ними так же нянчиться, как Россия. Но возникает простой вопрос - а зачем США, Китаю и ЕС так делать? Нет никаких культурных и духовных связей между Грузией и США, в отличие от Грузии и России, связанных общей историей. Или, что связывает Китай и Казахстан? Постсоветские страны не понимают, что только Россия является гарантом существования этих народов. Казахстан, продвигающий русофобию на своей территории не понимает, что тем самым усиливает Россию, поскольку выдавливает русское население обратно, при этом оставаясь один на один с проблемой терроризма в Азии и экспансией Китая. Если предположить, что Китай захочет расширить жизненное пространство, куда он пойдет? В Россию - ядерную державу с одной из мощнейших армий мира? Или в Казахстан, где достаточно пустой земли и народу меньше, чем в России?
Украина сейчас повторяет свой исторический путь. Будучи оторванной как орган от остального тела русского народа, этот орган загнил. В результате имевшийся потенциал не был реализован - нельзя из отдельного органа вырастить нового человека. А дальше, по мере ослабления страны, на ее территории начинают проявляться те же процессы, что происходили там на протяжении веков, пока Украина не стала частью России. С каждой стороны ослабленного государства есть центры силы, и как черные дыры они разрывают небольшое слабое государство своим тяготением. И этот процесс идет тем быстрее, чем больше население и правительство Украины использует клинья, раскалывающее общество: дискриминация по языковому признаку, снос памятников, надругательство над историей, и, как вишенка на торте, церковный раскол. Они получили самостоятельную церковь, как и положено независимому государству - независимую от Москвы. И они действительно радуются, говорят, что теперь они независимы в вопросах веры, как будто вопросы веры и Бога это вопрос независимости церквей. В результате власти Украины смеются над российскими скрепами, сами вбивая клинья, а потом искренне удивляются, почему вдруг страна трещит по швам, Крым моментально отходит России, а Донбасс откалывается. Они действительно искренне не понимают, почему вбив клин, они получают в результате раскол.
Столкновение России и Украины было неизбежным. Об этом говорили еще в 90-х годах А.Собчак, писал в книге “Звезды - холодные игрушки” в 1997 г. С.Лукьяненко. Украине дали шанс, отпустили и признали независимость. Но Украина пришла убивать русских на Первой чеченской войне. Оттуда пошла Уна-Унсо, которая потом превратилась в правый сектор. Именно там националисты получили боевой опыт и применили его в 2014 г. Могут сказать, что это были боевики, а не политика Украины как государства, но это не так. Во многих странах есть закон, согласно которому наемничество карается уголовным преследованием, как это сейчас сделала республика Корея в отношении отставного военного, обвинив его в наемничестве. Украинские боевики, вернувшись с Кавказа, могли быть арестованы и осуждены, но украинское государство ничего не сделало, в результате чего эти люди отдыхали на Украине, проходили обучение и переподготовку в лагерях для боевиков. Украинские военные сбивали российские самолеты в войне против Грузии 2008 г. Они же могли не вмешиваться? Могли. Совершенно очевидно, что эта политика рано или поздно дала бы плоды, что и произошло.
Будущего у Украины как независимой страны уже нет, и все будет зависеть от хода СВО и действий соседей Украины: Венгрия хочет забрать Закарпатье, раздавая украинцам паспорта, Польша претендует на Львов. По сути, история сделала поворот и вернулась к временам речи Посполитой и соперничества с Россией на этой территории. История повторяется и в этот раз, что неудивительно, ведь и тогда и сейчас условия по сути схожи.
Россия пыталась решить проблему мирно, договариваясь со всеми, даже русофобскими режимами, на протяжении 30 лет. Даже после начала СВО оставалась возможность существования Украины как независимого государства, но не враждебного России, если бы армия и народ смогли бы сбросить правительство. Однако, теперь Россия будет присоединять занятые территории, хотя изначально этого не предполагалось, в связи с чем придется столкнуться со следующими проблемами, на которые должны быть ответы:
- интеграция территорий и населения, их перевоспитывание займет не одно поколение. Так, если после Великой отечественной войны потребовалось 10 лет, чтобы успокоить бандеровцев на Украине, то теперь может потребоваться точно не менее 10 лет, а скорее всего и полвека, чтобы озлобленный народ сменился новым поколением, воспитанным в имперском духе.
Решение данной проблемы видится в систематической работе с молодежью через новые учебные программы, общением с их сверстникамми из ЛДНР. Поддержка украинского языка не должна осуществляться за бюджетный счет, потому что иначе поддержка должна быть и у всех диалектов русского языка, от Вологды, до Дальнего Востока. Если украинцы хотят развивать свой язык, то пусть делают это за свой счет.
- Гигантские затраты на восстановление территории, пострадавшей как в результате боевых действий, так и в результате грабительского отношения власти и недофинансирования инфраструктуры и проедания советского наследия. На модернизацию одних только атомных электростанций может уйти несколько десятков миллиардов долларов. Более того, местное население будет требовать дотаций и быстрого поднятия уровня жизни не просто до среднероссийского, а до московского уровня, указывая, что если бы Россия не пришла, то жили бы как в Европе. А если Россия восстановит всю страну, то будет соблазн снова отсоединиться, забрав с собой все, что было создано усилиями всей страны, как это было в 1991 г.
Восстановлению подлежат системы ЖКХ, порты, верфи, инфраструктура. Однако, поскольку Украина является территорией, которая на протяжении тысячелетий то была независимой, то была оккупирована, что приводило к потерям в промышленном потенциале для всей России, то воссоздание промышленного потенциала должно быть только для нестратегических предприятий: производство ширпотреба, сельское хозяйство. Развитие ракетостроения, авиастроения, электроники, тяжелой промышленности и т.д. не должно осуществляться за бюджетный счет. В противном случае при очередной независимости этой территории или оккупации, Россия в очередной раз потеряет промышленный и научный потенциал, как это уже было во время Великой отечественной войны и в 1991 г.
- Угроза терактов на территории России, поскольку поток беженцев составляет несколько миллионов, и выявить среди них террористов затруднительно. В результате - озлобленность российского населения против украинцев.
Данная проблема видится решаемой, поскольку Россия обладает опытом контртеррористической деятельности в на Северном Кавказе и в Сирии.
- Ненависть населения Украины к России в связи с боевыми действиями и потерями вооруженных сил, гражданского населения и разрушениями.
Данная проблема может быть решена несколькими способами:
- стимулирование оттока населения, несогласного с деятельностью России;
- уменьшение того куска, который требуется интегрировать за счет территорий Галиции, которую целесообразно отдать Польше в обмен на ее признание новых границ, Закарпатья - Венгрии. Хотя, размеры отдаваемых территорий подлежат обсуждению.
- поддержка семей, потерявших кормильца, восстановление жилья и максимальное освещение гуманитарной миссии России;
- основной акцент должен быть сделан на воспитании детей в любви к России, объяснении им причин конфликта. По сути, задача состоит в том, чтобы украинских детей врагов России воспитать в любви к русским.
- спустя даже 50 лет деятельности необходимо продолжать политику, потому что такая рана не может быть залечена быстро.
- Самая серьезная проблема будет связана с мимикрией населения под русских. Внешне они не будут проявлять враждебности и будут всецело за идеалы империи даже больше, чем сами русские. Они будут стремиться попасть во власть и всеми силами продвигать своих людей, чтобы в конце концов разрушить страну, как гангрена, уничтожая здоровый организм.
Данная проблема возникает как следствие недоработок по иным направлениям: новое поколение не воспринимает Россию как свою Родину. В этой связи чем больше молодых людей будут чаще посещать Москву и падение европейских столиц, чем больше будет достижений в экономике, науке, политике, культуре, тем меньше у них будет желания разрушать, а больше - участвовать в этом. Россия должна стать привлекательной для граждан и внешнего мира за счет своего успеха в культуре, науке, экономике. Тогда за Россией пойдут не только свои, но и бывшие враги как за страной, которая способна указать путь к успеху и процветанию. Так, СССР после победы на Германией и запуска человека в космос была непререкаемым авторитетом на мировой арене.
- Иностранные государства будут стремиться раскачать и расколоть страну, создавая нестабильность на возвращенных территориях.
Данная проблема возникает как следствие экономической неустроенности на бывшей Украине, неэффективности госаппарата, во многом доставшегося в наследство, памятью населения о войне и понесенных потерях и разрушениях. Решение проблемы видится как в быстром экономическом росте и встраивании Украины в экономические связи с Россией, повышении качества управленческого аппарата и удаления из него наиболее радикальных элементов.
Интеграция должна вестись постепенно и на ПОЛНОСТЬЮ российских условиях. Никаких автономий и привилегий, чтобы не было иллюзий, что это какая-то отдельная особенная территория. Части Украины, входящие в состав страны, должны становиться обычными субъектами федерации. При этом по мере включения кусков страны в состав России нужно давать понять националистам, что им лучше бы уехать на Запад, тем самым выдавливая нежелательные элементы. Лучше всего это делать силами местных жителей, как это было сделано на Донбассе - предварительная работа проведена местными, которые при необходимости могут применить оружие против врага, тем самым очищая территорию и подготавливая ее к интеграции, и снимая соответствующие имиджевые риски для России.
В отношении прочих постсоветских стран, если посмотреть шире, то все горячие точки на постсоветском пространстве есть не что иное как гражданская война советского народа. Будь страна единой, разные народы, населяющие ее, не воевали бы, а жили бы пусть в худом, но все же мире. Теперь же ненависть, взращенная за 30 лет иностранными государствами, может привести даже к религиозным войнам (например, на Украине, где притесняется Русская православная церковь). Таким образом, каждая “Горячая” точка - потенциальная мина замедленного действия, заложенная под Россию. И уже видно, что до СВО вспыхнул Карабах, Молдова и Украины делали высказывания и угрожали Приднестровью. Поэтому каждую такую горячую точку надо ликвидировать, потому что иначе тлеющий конфликт будет приводить только к большей озлобленности и накалу, потому что проблема не решается, а консервируется. Причем с течением времени, как показал опыт Украины, противники России воспитывают из русских бандеровцев с целью нападения на Россию.
Интересно отметить, что замороженных “горячих” точек на границах США нет, только государства, настроенные враждебно по отношению к США (Куба, Венесуэла), однако назвать их “горячими” точками нельзя, поскольку боевые действия не ведутся, отсутствует постоянная боевая готовность к возможному вторжению со стороны соседа.
Таким образом, присоединение Украины становится для России большой проблемой во всех смыслах, и от того, насколько удачно удастся решить этот вопрос зависит и дальнейшее будущее страны. Пройдя это испытание, Россия станет сильнее.
Перспективы ЕАЭС сейчас в большей степени зависят от ситуации в Казахстане. В ранее спокойном государстве в 2022 г. вспыхнули беспорядки, потребовавшие участие армий стран-членов ОДКБ. В Казахстане радикалы используют опыт Украины, угнетая русский язык и сея межнациональную рознь. По всей видимости, страна, граничащая с Россией и Китаем, будет использована для борьбы и взрыва региона, пусть и путем самоликвидации. Здесь, как и с Украиной, возможен сценарий возврата русских земель Северного Казахстана в Россию в случае если местная власть будет не в состоянии справиться с беспорядками, переворотом или экономическим кризисом, переросшим в политический.
На территории постсоветских стран осталось еще много русскоязычного населения и местного населения, лояльного России и обладающего нужной для РФ квалификацией. Целесообразно обеспечить их отток в Россию, облегчив получение гражданства. Это позволит России увеличить население, количество работников для экономики. Конечно, контроль за лояльностью, знанием языка, иначе можно столкнуться с ростом криминала с национальной спецификой.
При этом в России работает множество гастарбайтеров, не являющихся гражданами России. В случае если правительства нелояльных стран осуществляют действия, противоречащие интересам России, то значительная часть таких работников может быть выслана с формулировкой “Вас высылают из-за враждебных действий вашего правительства в отношении России, чтобы вы оказали влияние на свое правительство”, озвученной на их языке. Такое предложение выдвигал С.Михеев в одном из эфиров на радиопередаче "Железная логика".
России не следует поддаваться на провокации бывших республик. Они никогда не будут благодарны нам за добро, которые им сделаем. Поэтому надо искать свои интересы и выгоды. Начнут угрожать уходом - в ЕС, Китай - пусть уходят. Сами потом не обрадуются. Оказавшись без поддержки России эти территории снова попадут под те же удары соседей, которые и привели их к России. Мы сейчас это видим на примере Таджикистана, на территорию которого периодически нападают боевики, а также на примере Армении и ее противостоянии с Азербайджаном. В будущем увидим и на территории Казахстана. Как и все небольшие страны между сильными игроками, они будут пытаться лавировать, стараясь получить выгоды от всех соседей, играя на их противоречиях. Наиболее ярко это было отражено в шуточной передаче “Тушите свет” на примере Украины: “Две шаги до НАТО, две шаги от НАТО. Шаг к Москве — и две назад.” Только рано или поздно такие игры заканчиваются. Для Украины уже закончились, Белоруссия оказалась перед выбором - Россия или ЕС. Дальше - Казахстан, который тоже будет терять население, которое в большей части будет уезжать в Россию, чем в Китай, просто потому что китайский язык им будет сложнее учить. И если в Белоруссии и в Казахстане руководство будет возмущаться стремлением российского капитала скупить местные заводы и компании (хотя более удивительно, что им не нравится? Эффективный и богатый скупает менее эффективного, это бизнес), то с Китаем у них так не получится просто потому, что ему они не скажут, что являются братским народом. Для примера:
- По странам Центральной Азии, играющим ключевую роль в воплощении амбиций Пекина, за прошедший [2019] год прокатилась волна протестов против "китайской экспансии". Русская служба Би-би-си рассказывает о ситуации в Кыргызстане, где недоверие подогревается растущим государственным долгом перед КНР… Китайские кредиты оформляются по одинаковой схеме, часто подрядчик банка - это китайская компания, которая снабжает проект техникой и рабочей силой. Таким образом, кредитные деньги, по сути, остаются в Китае”.
Казалось бы выгодные внешне проекты, на практике оказываются убыточными для страны, потому что Китай привозит все свое: свои технологии, свои стройматериалы, своих рабочих. Для местной экономики выгоды от сотрудничества стремятся к минимуму.
Более слабые страны Центральной Азии не в состоянии обеспечивать свои интересы: “Соглашение 1996 года, по сути, стерло линию, служившую китайско-советской границей, и потребовало новой демаркации. К началу 1999 года Казахстан был готов уступить почти половину из 34 тысяч квадратных километров территории, оспариваемой Китаем. Как сообщалось, государственная пресса подчеркивала тот факт, что Казахстан получил «56,9 процента» оспариваемой территории, однако критики указывали на то, что оставшиеся 43,1 процента были землей Казахстана до нового соглашения с Китаем”.
Создание единой огромной страны было не актом завоевания, как в случае Африки и Америки. Россия спасала народы от уничтожения. Когда Россия ушла, старые войны разгорелись с новой силой. Каковы перспективы Армении, зажатой между Азербайджаном и Турцией? Кто ее спасет, если не Россия? Каково будущее Киргизии и Таджикистана, на территории которых формируются основные реки региона, в противостоянии Казахстану, Узбекистану и Туркменистану, являющихся основными потребителями воды? В период существования СССР, при плановой системе экономики, проблема подачи воды для нужд народного хозяйства решалась из единого центра – Министерством водного хозяйства СССР. Летом по команде из Москвы вода шла вниз на поля, а зимой накапливалась. При этом Киргизия и Таджикистан исправно снабжались нефтью, газом, углем. Поэтому объединение в большую страну это не прихоть и не завоевание, это исторически обусловленный процесс.
Время нахлебничества постсоветских стран должно закончиться, иначе Россия будет как СССР за счет центральных регионов дотировать все остальные экономики. Поэтому нецелесообразно эти страны присоединять, чтобы не размывать население России и не отвечать за проблемы в этих странах. При этом интеграционные процессы должны быть выгодны и Москве.