Издание WION (Индия) публикует материал о том, какое значение для экономики Индии может иметь открытие крупного месторождения лития в бывшем штате Джамму и Кашмир, который теперь имеет статус союзной территории, о чем мы рассказывали в Telegram-канале ПРОметалл. Предлагаем перевод этого материала.
У Индии, которая в основном полагалась на импорт лития, теперь появилась возможность начать разработку крупного месторождения руд этого металла на своей территории.
Тот факт, что бОльшая часть мировых запасов лития находится в засушливых регионах, делает это открытие ещё более важным, поскольку в бывшем штате Джамму и Кашмир (с 2019 года имеет статус союзной территории. — Прим. ред.) нет дефицита водных ресурсов, что позволяет Индии стать потенциальной заменой имеющихся поставщиков.
Зависимость Индии от импорта аккумуляторов для электромобилей, ноутбуков, мобильных телефонов и других электронных устройств значительно снизится после открытия месторождения лития в размере 5,9 млн т в районе Реаси в Джамму и Кашмире. Эти запасы, вероятно, помогут удовлетворить растущий спрос на литий в индустрии по производству электромобилей в Индии.
По данным Austrade, Австралийской комиссии по торговле и инвестициям, с момента выхода на рынок литий-ионных аккумуляторов (LIB) в 1990-х годах литий оказался на острие технологического прогресса. Этот металл — движущая сила революции в смартфонах, планшетах и других гаджетах.
Для чего используется литий?
Литий — мягкий щелочной металл серого цвета. Он в основном используется в производстве керамики и изделий из стекла, смазочных материалов, медицинских препаратов, кондиционеров и алюминия. Благодаря невероятно малому весу и огромной ёмкости накопления энергии на килограмм он является идеальным вариантом для производителей электромобилей, таких как Tesla.
«Белое золото» Индии
Согласно отчёту, опубликованному 9 февраля 2023 года Министерством горнорудной промышленности, геологическая служба Индии, которая также занимается оценкой минеральных ресурсов страны, впервые обнаружила месторождение лития в районе Салал-Хаймана Джамму и округе Реаси Кашмира.
«Впервые были обнаружены запасы лития в Джамму и Кашмире», — цитирует информационное агентство PTI министра горнодобывающей промышленности Вивека Бхарадваджа.
Месторождения «белого золота» современного мира редки. По словам Ришаба Джейна, старшего программного директора Совета по энергетике, окружающей среде и водным ресурсам, в мире насчитывается 98 млн т лития. После сделанного открытия на долю Индии приходится порядка 5,5% этих запасов.
Месторождение в Джамму и Кашмире содержит значительное количество лития, однако 5,9 млн т не столь значительная величина по сравнению с крупнейшими запасами лития в мире.
По данным индийского финансового издания Mint, в Австралии имеется 6,3 млн т лития, в Боливии — 21 млн т, а в Аргентине — 17 млн т. Южная Америка является крупнейшим поставщиком «белого золота», и три страны региона — Боливия, Чили и Аргентина — образуют так называемый «литиевый треугольник».
Китай, владея в общей сложности 7,9% мировых запасов лития, — третий по величине поставщик лития в мире. По данным официальных структур США, в период с 2018 по 2020 год Китай инвестировал 16 млрд долларов в геологоразведку месторождений лития за рубежом, а также в регион «литиевого треугольника» в Южной Америке.
Кроме того, Китай является мировым лидером по производству электромобилей. Согласно исследованию Центра стратегических и международных исследований (США), в основном это явилось результатом заблаговременно сделанных инвестиций в добычу полезных ископаемых в Австралии.
В настоящее время Китай обеспечивает 55% поставок лития, необходимого для производства аккумуляторов электромобилей и продолжает наращивать активность в «литиевом треугольнике».
Основным владельцем предприятия Cauchar-Olaroz в Аргентине, которое считается одним из крупнейших в мире рудников по производству лития, является китайская компания Ganfeng Lithium. Кроме того, КНР — один из крупнейших поставщиков тяговых батарей для электромобилей в Индию. Учитывая напряжённые отношения Индии с азиатским драконом из-за территориальных споров, это вызывает беспокойство.
Открытие крупного месторождения лития на своей территории и укрепление позиций Индии в зарубежных литиевых проектах имеет решающее значение, если Индия намерена покончить с зависимостью от Китая в поставках аккумуляторов для электромобилей.
Сколько лития требуется для электромобилей?
Аккумуляторы электромобилей содержат несколько граммов лития, что можно сравнить с половиной чайной ложки сахара: 10 кг лития требуется для производства 5000 тяговых батарей.
Илон Маск, владелец Tesla, заявил в недавнем твите, что к 2027 году должно быть выпущено 30 миллионов электромобилей, для чего необходимы 1,8 млн т эквивалента карбоната лития, что предполагает увеличение его производства на 473% по сравнению с уровнем 2019 года.
К 2030 году сама Tesla намерена инвестировать 7 млрд долларов в увеличение как минимум в 50 раз мощностей по производству аккумуляторов, доведя их до 3 тераватт-часов. Предпочтение отдаётся перезаряжаемым литий-ионным батареям, на которые в 2019 году приходилось 54% спроса на «белое золото».
У таких аккумуляторов не только выше плотность энергии и более длительный жизненный цикл по сравнению с батареями других типов, но LIB также являются масштабируемыми.
Однако литий используется не только для производства аккумуляторов электромобилей, но и в медицине, электронике, солнечных батареях и других технологиях возобновляемой энергии, необходимых для «зелёного» перехода. Открытие крупного месторождения лития в Джамму и Кашмире может ознаменовать начало новой эры для Индии и мира в целом.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите на нашем сайте и в Telegram-канале.