Найти тему

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор
Автор

Автор Алексей Семёнычев

И это ни учебники, ни социализация, ни мотивация.

Мне однажды позвонила мама мальчика из очень дальнего городка в Рязанской области. Именно позвонила. Обычно принято писать, а она позвонила. Её сына из школы отправили учиться домой за плохое поведение. Мама – владелец небольшого цветочного ларька в городе, воспитывает сына одна. Денег очень мало. Вот она меня спрашивала, как учить ребёнка дома. Для неё это был шок, это было совсем не то, что она ожидала от жизни. Ни она, ни сын учиться дома не хотели. Но школа… С ней же не поспоришь. Правда? Со школой спорить нельзя. Ей надо подчиняться, как и любой беспощадной системе, способной на неадекватную реакцию.

Таких родителей у нас становится всё больше. Вынужденное СО. Есть и такие родители, кто забирает ребёнка на пару месяцев или на год, а потом обратно в школу. Они так и планируют, нет у них задачи - учить ребёнка дома. Причина – болезни, поведение. Или необходимость готовиться к поступлению в колледж или к ЕГЭ, переезд, соревнования, выступления и разные другие вполне понятные и одобряемые причины. Миграция из школы на СО и с СО в школу по самым разным причинам вполне себе существует. Фанатов «от 1 до 11 класса дома» не так уже и много на самом деле. И это правильно, так и должно быть.

Семейное образование не панацея от злой школы. Семейное образование - формат индивидуального образовательного маршрута. Использовать его можно только для эффективного обеспечения этого самого маршрута. Для решения вполне понятных задач. Если вы ушли на пару месяцев, не уверен, что вы справитесь с задачей более высокого порядка, чем пережить ковид или решить какие-то личные проблемы. Но если речь идёт как минимум о годе, то проблема индивидуального обучения будет. Для ребёнка год это очень большой срок. Индивидуальный маршрут обучения нужно будет выстраивать. Так какую же задачу решает индивидуальный маршрут?

Да туже самую, что решаем мы, взрослые, во всяком случае, наиболее осознанная наша часть. Правильно ли я живу? Кто я? В чём моё призвание? Где моё место в жизни?

«Где моё место в жизни?», - спрашивают себя люди, прожив жизнь. «Где моё место в жизни?», - спрашивает себя ребёнок. Он такой же взрослый, только слабый, маленький, нет у него денег, знает он мало, кругом всё новое и страшное, да и прав он своих не знает, любой обидеть может. Надо нам ему помогать.

Главный вопрос, который мы должны задавать себе: «Где место моего ребёнка в жизни?»

Самое сложное для родителей – увидеть, что для его ребёнка главное, где горят глаза. Там и есть его место. Там и должно быть наше внимание, наше время, наши деньги. Желание искать, пробовать, экспериментировать и есть то, ради чего всё это. Ради свободы. Вот это она и есть. Так она выглядит. Но ещё сложнее - осуществить его желание при наших весьма скромных возможностях. Не у всех есть возможность реализовать все запросы ребёнка.

Это главные вопросы семейного образования. Могут ли родители ответить на них, если и сами толком не понимают, правильно ли они живут, нашли ли они своё место? Сложно. Отсюда сомнения в себе и своих возможностях. Поиск своего мести в жизни, своего призвания может быть и в школе, и дома. Как найти, как не ошибиться?

Самые сложные вопросы эти. Я вижу много родителей, которые смогли ответить на эти вопросы, я вижу, каким успешным может быть и обучение в школе, и обучение дома. Цель – найти оптимальный путь, поняв ребенка и приняв его и его страсть. Это сложно. И это возможно, смирив свою гордыню, свой пафос взрослого, знающего верные дороги.

Семейное образование – не решение всех проблем на свете, но это движение в сторону свободного выбора, свободного образования, сводного поиска решений и вариантов обучения. В сторону вселенной, где вероятность найти себя для нас всех - и детей, и взрослых - невероятно высока.

Семейное образование это поиск мести в жизни и для детей, и для родителей. Этот шаг в сторону свободы. Это шаг всегда будет сложным и немного жутковатым. Когда страшно, мы ищем путь попроще: наши проблемы - учебники, репетиторы, курсы, допы, правильно заполненные заявления. Да, это важно, но это не самое главное.

Свобода это всегда страшно. Это большая ответственность, это большой стресс. К нему не все готовы. Жизнь в состоянии неопределённости сложна, но интересна. Вероятность ошибки высока. Это нормально. Испугаться и уйти не стыдно. Стыдно не попробовать.

Путь свободы всегда лучше тупика тирании. У свободы больше шансов выжить, да и люди там как-то добрее.