Вытянутая морда - то ли пёс, то ли конь - и острые ушки торчком, а за ними нимб. Как вы совершенно верно писали в комментариях к посту о необычном святом со старинной иконы, это мученик Христофор. Изображение его с собачьей головой уходит корнями туда же, куда пророк Моисей с рогами - в чересчур буквальное понимание религиозных текстов*. А в ходе борьбы Святейшего Синода с не каноническими иконами святого Христофора однажды произошёл курьёзный случай.
Летом 1880 года архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан традиционно обозревал церкви своей епархии. Осматривал он всё тщательно, беседовал с прихожанами, заглядывал в библиотеки и церковные дома. Где-то увиденное ему нравилось, а где-то приходилось делать выговор местным священникам за неряшливую утварь и покосившиеся ограды. Но в целом поездка проходила в рутинной рабочей атмосфере... До села Богородского, что в Осеку.
Увиденное в небольшой церкви Рождества Пресвятой Богородицы возмутило владыку до глубины души. У боковой двери храма стояла огромная, в человеческий рост, старинная икона мученика Христофора. Опершись на посох, святой доброжелательно и даже немного мечтательно смотрел куда-то в небо.
Проблема была в том, что безмятежное выражение застыло не на человеческом лице, а на обрамлённой трогательными локонами звериной морде.
Что ж ты будешь делать! Хоть кол на голове теши этим деревенским деятелям! Нет-нет да и вылезет что-нибудь дремучее. Как вот это... произведение. И ведь прозвище какое придумали уважаемому святому! "Псеглавец"! Тьфу.
- Вы считаете это приличным? - Ионафан очень старался говорить спокойно, но получалось плохо.
Священник втянул голову в плечи и что-то невнятно пробормотал. Икона была старинная, на два века старше самой церкви, и на фоне остального нехитрого убранства выглядела большой ценностью.
- Почти сто пятьдесят лет назад Высокопреосвященнейший Владыка Арсений велел по всей епархии, всем без исключения переправить на иконах эти дикие собачьи головы на человеческие, - архиепископ чувствовал, что закипает. - Вам что, не хватило на это полутора столетий? Или вы считаете, что у святого Христофора в самом деле была голова животного?
Священник сжался ещё сильнее, но Ионафана было уже не остановить:
- А может, вы думаете, что блудницы Каллиникия и Акилина стали бы пытаться прельстить такое страшилище? Или что посланные Децием воины уверовали бы в Господа, глядя на эту звериную... - архиепископ вдохнул поглубже. - Башку?! Сию же секунду вынести вон это безобразие!
Через три года, благословляя ростовских купцов Титова и Шлякова на обустройство Музея церковных древностей (нынешний музей-заповедник "Ростовский Кремль"), Ионафан вспомнил про злополучную икону с песьеголовым Христофором. Безобразие! Но древнее. Первая половина XVII века всё-таки. Вот бы её в музей! Жалко даже, что выкинули.
Архиепископ призадумался. Может, всё же не выкинули икону-то?
Стали выяснять. Естественно, по старому русскому принципу "вдруг когда-нибудь пригодится" никто ничего не выбросил. Спрятанного "собакоподобного" Христофора бережно извлекли на свет божий и перевезли в музей, где он хранится до сих пор.
Вот так "запрещёнка" стала культурной ценностью.
Примечание:
*Почему всё-таки на некоторых иконах мученика Христофора изображали с головой собаки? Рассказала в отдельном посте.