Мы продолжаем публикацию цикла статей о разработке системы KPI в организации. В данном выпуске рассматриваются вопросы, связанные с подходом к выделению групп показателей системы KPI (key performance indicators).
Сколько нужно показателей и как их выбрать, чтобы успешно управлять организацией?
Каждая организация, разрабатывающая KPI, должна определить для себя группы показателей, входящих в KPI. Причём, для каждого направления деятельности должна использоваться своя комбинация показателей KPI с учётом задач и процессов. В зависимости от направления деятельности организации, это могут быть показатели результативности, эффективности, качества и многие другие.
Количество ключевых и неключевых показателей деятельности в сумме должно быть не более 100, не зависимо от масштаба организации. Причём, ключевых показателей – не более 30.
Как выделить необходимые для организации группы показателей в системе KPI?
Специалисты компании ИнтерКонсалт предлагают относительно простой, но при этом универсальный подход к разработке ключевых показателей деятельности (KPI) организации.
В рамках предложенной методики в KPI включены три группы ключевых показателей деятельности – KWI, KRI, KEI.
Отдельно от ключевых показателей деятельности (KPI) выделена группа неключевых показателей деятельности (PI), которые используются по требованию.
KPI – что это и какие группы показателей включает?
· KPI – это система измерения для достижения стратегических целей любого бизнеса, звено между концепцией BSC (сбалансированная система показателей) и практикой её внедрения в конкретной организации.
· KPI – это ключевые показатели деятельности (key performance indicators), которые разработаны в соответствии со стратегией (стратегиями) организации, стратегическими целями, перспективами BSC и критическими факторами успеха (CSF).
· KPI включают три группы показателей – KWI, KRI, KEI.
· Количество KPI в организации – не более 30 показателей.
KWI – что это?
· KWI – это ключевые решающие показатели (key winning indicators), которые разработаны в соответствии со стратегией (стратегиями) организации, стратегическими целями, перспективами BSC и критическими факторами успеха (CSF).
· KWI – наиболее важные показатели для организации, т.к. охватывают текущий и будущий периоды.
· KWI отслеживаются с небольшой периодичностью, достаточной для принятия решений и исправления текущей ситуации (например, каждый час или ежедневно или еженедельно).
· KWI определяют для того, чтобы была возможность быстро среагировать на негативное развитие ситуации и предпринять действия для исправления.
· Количество KWI в организации – не более 10 показателей.
· Например, KWI – «Выполнение графиков доставки / ежедневно» или KWI – «Жалобы на проданную единицу продукции / еженедельно».
KRI – что это?
· KRI – это ключевые показатели результативности (key result indicators), которые разработаны в соответствии со стратегией (стратегиями) организации, стратегическими целями, перспективами BSC и критическими факторами успеха (CSF).
· KRI отслеживаются после завершения периода, постфактум (например, ежемесячно или раз в квартал). Показатели результативности определяют степень достижения поставленных целей (запланированных результатов).
· KRI определяют для того, чтобы посмотреть на прошедший период с точки зрения его результативности в целом. При этом исправить в периоде, за который рассчитаны исследуемые KRI, ничего уже нельзя, есть возможность только констатировать факты и сделать выводы на будущее.
· Количество KRI в организации – не более 10 показателей.
· Например, KRI – «Темп роста чистой розничной прибыли / ежемесячно» или KRI – «Доля закрытых по нормативу рекламаций / ежемесячно».
KEI – что это?
· KEI – это ключевые показатели эффективности (key efficiency indicators), которые разработаны в соответствии со стратегией (стратегиями) организации, стратегическими целями, перспективами BSC и критическими факторами успеха (CSF).
· KEI отслеживаются после завершения периода, постфактум (например, ежемесячно или раз в квартал). Показатели эффективности – определяют соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами.
· KEI определяют для того, чтобы посмотреть на прошедший период с точки зрения его эффективности в целом. При этом исправить в периоде, за который рассчитаны исследуемые KEI, ничего уже нельзя, есть возможность только констатировать факты и сделать выводы на будущее.
· Количество KEI в организации – не более 10 показателей.
· Например, KEI – «Производительность труда по операционным зонам / ежемесячно» или KEI – «Прибыль в расчёте на одного сотрудника / ежемесячно».
PI – что это?
· PI – это неключевые показатели деятельности (performance indicators), которые разработаны в соответствии со стратегией (стратегиями) организации, стратегическими целями, перспективами BSC и критическими факторами успеха (CSF).
· PI – это вспомогательные показатели, которые охватывают прошлые, текущие и будущие периоды и отслеживаются в зависимости от показателя – ежедневно / еженедельно / раз в месяц, раз в квартал или с
· PI определяют для того, чтобы иметь «под рукой» важные для текущей работы индикаторы «здоровья» процесса, которые сами по себе не столь важны для системы в целом, но помогают отдельным сотрудникам мониторить ситуацию на своем уровне.
· Количество PI в организации – не более 70 показателей.
· Например, PI – «Число совещаний по передаче опыта / раз в квартал» или PI – «Процент совместителей/подрядчиков в общем числе сотрудников / раз в квартал».
Сколько KPI может быть выделено в организации?
Ключевых показателей деятельности – KPI, в том числе KWI, KRI, KEI, должно быть не более 30, так как это ключевые показатели, а ключевых показателей не может быть много. Все остальные показатели, нужные для работы организации, попадают в группы неключевых показателей (PI).
Количество ключевых показателей деятельности (KPI), определено в соответствии с принципом Парето (или правилом 80/20). Суть принципа – только 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий реализуют лишь оставшиеся 20% деятельности.
Более подробно KWI, KRI, KEI будут рассмотрены в следующих статьях.
Сколько PI может быть выделено в организации?
Неключевых показателей деятельности в организации должно быть не более 70.
ПРИМЕЧАНИЕ. Все шаги по разработке системы KPI с практическими примерами приведены в онлайн-курсе «Разработка системы KPI: теория и практика» (72 академических часа).
Материал подготовлен руководителем учебно-методического отдела ИнтерКонсалт, Еленой Горшениной.