Найти в Дзене

Опыт мистического света в религиях, жизни и науке. Часть 2.

Шаманизм Разбираться в вопросе мистического света пожалуй стоит начать с древнейшего верования человечества — шаманизма, который свидетельствует, что духовный опыт озарения был доступен для человека с незапамятных времён.  Чукчи, тунгусы, самоеды, тюрко-татары почитают Великого небесного Бога, всемогущего Творца. Нередко в именовании бога присутствуют атрибуты вроде «высокий», «светящийся» и т. д. У хантов имя небесного бога происходит от слова «санке», первичным значением которого является «светлый, блестящий, свет». В традиционном мировоззрении алтайцев в центре Небес возвышается гора, залитая солнечным светом — резиденция высшего духа, творца неба и земли. Слева и справа от нее находятся соответственно солнце и луна. В шаманской картине мира телеутов на самом высоком слое неба находится земля Ульгеня, где «светит, как месяц, золотая гора и сияет, как солнце, серебряная гора». К самому Ульгеню алтайцы в молитвах обращаются со словами: «белая светлость», «светлый Хан». Шаман ваховск

Шаманизм

Шаман-Молния
Шаман-Молния

Разбираться в вопросе мистического света пожалуй стоит начать с древнейшего верования человечества — шаманизма, который свидетельствует, что духовный опыт озарения был доступен для человека с незапамятных времён. 

Чукчи, тунгусы, самоеды, тюрко-татары почитают Великого небесного Бога, всемогущего Творца. Нередко в именовании бога присутствуют атрибуты вроде «высокий», «светящийся» и т. д. У хантов имя небесного бога происходит от слова «санке», первичным значением которого является «светлый, блестящий, свет».

В традиционном мировоззрении алтайцев в центре Небес возвышается гора, залитая солнечным светом — резиденция высшего духа, творца неба и земли. Слева и справа от нее находятся соответственно солнце и луна. В шаманской картине мира телеутов на самом высоком слое неба находится земля Ульгеня, где «светит, как месяц, золотая гора и сияет, как солнце, серебряная гора». К самому Ульгеню алтайцы в молитвах обращаются со словами: «белая светлость», «светлый Хан». Шаман ваховских хантов, долетая до седьмого неба, где живёт Торум, видел «светлоту, лучше некуда. Семь солнц светит, серебро течет, как река». У эвенков есть характеристика верхнего мира, как обширной страны, которую никогда не покидает свет солнца.

Многие народы представляют себе небосвод в виде шатра. Время от времени боги открывают шатер, чтобы посмотреть на землю, и так рождаются метеоры. Яркая Полярная Звезда часто выступает в роли дырки, кола или столба и ведёт ко Всевышнему небесному Существу. Шатёр, сооруженный для церемонии вознесения на небо алтайского шамана, отождествляется с небосводом.

Ось Мира не редко ассоциируется с конкретными столбами, поддерживающими жилище. Остяки говорят также о «золотых трубах в Доме Неба» или о «Семи трубах бога-Неба». Алтайцы верят, что именно через эти «трубы» шаман переходит из одной небесной сферы в другую. Здесь мне кажется уместным сравнение шаманского вознесения с опытом «Света в конце тоннеля» во время клинической смерти. 

Но вернёмся к шаманизму. У алтайцев рождение связывается со светом из небесных сфер. Боги солнца и луны посылают души новорожденных на кончиках лучей. Такой луч с первым вдохом ребёнка словно нить привязывается к сердцу и соединяет с богами. Луч солнца и душа называются одним словом — ильсат. Такие представления были известны еще древним тюркам. Зачатие непосредственно от света упоминается в бурятских культовых песнях. У туруханских якутов творцом первого шамана считается Орёл, что носит имя Наивысшего Существа и Творца Света. Свет вообще играет важную роль в становлении шамана.

Все хорошо помнят недавнюю историю якутского шамана Александра Габышева, которого почему-то испугались власти и заточили в сумасшедший дом. 

Александр утверждает, что перед тем как он вступил на свой путь шамана-воина, он прибывал в уединении в лесу и в него ударила молния. После этого события Габышев взял себе имя «Божья Молния» и нарисовал эту самую молнию на своём лице. 

Мгновенность духовного озарения часто сравнивается с молнией. В шаманизме паранормальные способности не редко являются результатом именно такого внезапного «озарения», «проблеска», «просветления» («кауманек» или «ангакок»). Речь идет о таинственном внутреннем свете, который ощущается во всем теле, но больше всего — в голове. Обычно посвящаемый в шаманство обретает видение света после долгих часов созерцания и вызывания духов в своём жилище. Этот свет подобен сияющему огню, благодаря которому шаман может видеть в темноте (и в буквальном, и в переносном смысле) даже с закрытыми глазами. Кауманек — результат долгой подготовки, но наступает всегда внезапно, как «вспышка молнии». 

Мирча Элиаде в своей работе «Опыты мистического света» описывает историю одного якута, безболезненно перенёсшего удар молнии. Тот рассказывал, что Бог спустился с неба, разъял его тело на части, а потом воскресил. В результате такой инициации якут и стал шаманом. Это описание внезапного озарения: ослепительный свет молнии вызывает духовное перерождение, вследствие которого человек приобретает сверхъестественные способности (ясновидение, предвидение, чтение мыслей, возможность путешествовать в нижний и верхний мир и влиять на реальность). 

Не удивительно что наши суеверные власти испугались якута пережившего кауманек. 

Литература: 

1. Мирча Элиаде «Опыты мистического света», «Шаманизм. Архаичные техники экстаза». 

2. Е. В. Нам «Противопоставление света и тьмы и его значение в шаманской системе представлений народов Сибири»

3. Е.А. Тоpчинов «Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния»

4. Новости

Продолжение (3, 4, 5) следует...

Начало: Часть 1.

#размышления_агностика #мистический_опыт #религиоведение

 #буддизм #шаманизм #культурология