Найти тему
3,6K подписчиков

Великая княжна Анастасия: "Скажи Алексею, что я играю на балалайке, и сестры тоже"

307 прочитали
Император Николай 2 с сыном
Император Николай 2 с сыном

С 1914-1915 годов мужская часть семьи Императора Николая 2, точнее сказать он сам и его сын, Цесаревич Алексей жили в Ставке Верховного Главнокомандующего, а Императрица Александра Федоровна с дочерьми осталась в Александровском дворце. Конечно, они периодически приезжали друг к другу.

На фотографии Великие княжны Мария, Татьяна и Ольга
На фотографии Великие княжны Мария, Татьяна и Ольга

В этот период и написала Великая княжна Анастасия письмо своему отцу:

3 октября
Мой золотой и милый Папа Душка! Мы только что приехали из церкви, которая на Казанском 200 кладбище, и завтра будет ее освящение. Она ужасно маленькая, деревянная, там были только сестры и команда выздоравливающих, но завтра, кажется, будет много людей. Там был один псаломщик, который так невероятно смешно читал, что просто невозможно было, чтобы не смеяться.
С 1914-1915 годов мужская часть семьи Императора Николая 2, точнее сказать он сам и его сын, Цесаревич Алексей жили в Ставке Верховного Главнокомандующего, а Императрица Александра Федоровна с...-3

Великой княжне Анастасии много и не надо было, чтобы засмеяться, она была самым веселым ребенком своего поколения.

Мы сейчас поедем к Ане, там будет Григорий.

Да, тот самый Григорий Распутин, нечастые встречи происходили в доме Анны Вырубовой, во дворец его не приводили, чтобы избежать сплетен. До чего довели людей, кто бы нам сейчас диктовал, с кем и когда встречаться.

Я сегодня писала Алексею. Я теперь могу представить, как вы живете, потому что Ты нам нарисовал. Скажи Алексею, что я играю на балалайке, и сестры тоже. Когда мы сегодня днем катались, то встретили княгиню Палей и ее маленьких двух дочек, они гуляли в Павловске. Шлюпки убрали, и маленький лед был утром. Мы гуляем по утрам и видели Алексея и Сергея, им скучно без Алексея играть. Костры остались и две старые картошки. Завтра я кончу писать. Крепко целую и скучаю, без вас стало пусто.
Великая княжна Анастасия на балконе Александровского дворца
Великая княжна Анастасия на балконе Александровского дворца

Что Анастасия разучивала мелодии на балалайке, мы уже знает, а вот про сестер слышу впервые.

4 октября (продолжение письма)
Ну вот утром мы были у Обедни и на освящении маленькой церкви на кладбище, было очень хорошо, и, конечно, встреча тоже была. У нас с Мари в лазарете умер сегодня один прапорщик, так что он первый будет в этой маленькой церкви. Мама только что получила телеграмму от Граббе и письмо от Алексея. Сегодня холодно, но солнце, мы пойдем сейчас в наш лазарет, а потом будем кататься с Мама. Ольга и Татьяна поехали на операцию, которую будет делать Владимир Николаевич, потому что княжна больна. Тебе сестры, наверно, уже писали, что с ней. Поздравляю Тебя с праздником Конвоя. Так жалко, что мы их не видели, если был парад у вас!.. Вот, я написала еще Алексею, передай ему, пожалуйста, Теперь Я ухожу, а потом кончу писать. Теперь мы все пьем чай с Мама и Аней.
Великие княжны Мария и Анастасия
Великие княжны Мария и Анастасия

Почему-то про Григория больше ни слова.

Днем мы были с Мари в нашем лазарете, а потом мы катались, и у меня руки такие, что трудно писать. Мама только что получила телеграмму от Тебя, и у Тебя был маленький парад, а у нас ничего! Такое свинство!!! «Усни, слави достойнии, все уснити». Такое милое ужасно письмо Алексей написал, что ужас. Теперь Я кончаю. 1000 000 раз Тебя и Алексея душку целую. Кланяюсь Николаю Павловичу. Спи хорошо. Да хранит Тебя Бог! Желаю всего хорошего. Любящая Тебя Твоя преданный и верный всегда и везде. Гусар Улан и Драгун целуют Вас. Каспиец.

Все дочки целуют своего отца. Мило.

Фотографии раскрашены мной. 👍Моя группа ВКонтакте История России в цвете