Найти тему

Замена реле контроля фаз, или обновляем защиту ДПТ

Всех приветствую мои дорогие читатели и коллеги, прошу прощения за долгий перерыв в публикациях, очень мало времени остаётся на интернет к сожалению...

Ну так вот, произошёл такой случай у меня на производстве. Прибегает ко мне оператор шлихтовальной машины, очень нагрелся двигатель навоя, жаром пышет... Я бросил все свои дела по наладке станков, и рванул в приготовительный цех. Действительно двигатель ( ДПТ 14 кВт 220 вольт) нагрелся, хоть яичницу жарь...

Так.. Так, я накинул клещи на якорную цепь, ого😳 ток прет аж под 100 Ампер, вот это да...

В основу работы двигателя, стоит тиристорный преобразователь 3-х фазный, на 200 вольт УКЭ-Л 3101. Вывод напрашивается один, нет одной фазы которая питает тиристорный преобразователь.. ( это я помню еще когда изучал документацию по УКЭ-Л) Повышенное потребление тока двигателем в якорной цепи, обусловлено отсутствием одной фазы с силового понижающего трансформатора на питание преобразователя.. Что и подтвердилось на практике, причиной всему был силовой пускатель, на котором выгнуло контакт...

Виновник торжества
Виновник торжества

А вот почему не отработала защита, это вопрос.. Оказалось неисправным реле, которое при отсутствии фазы, просто не сработало и преобразователь работал в 2-х фазном режиме. Сейчас объясню, что за реле и принцип его работы 🤔. В схеме стоит реле контроля фаз, работает оно очень просто, если на преобразователь при включении после силового пускателя приходят не все фазы, реле это понимает и разрывает своим контактом, сигнал в 24 вольта, который поступает с блока питания на блок управления, а он свою очередь не позволяет включиться СИФУ ( система импульсно-фазового управления ) Тиристоры в этом случае остаются закрытые, и якорная цепь питание не получает...

Реле в силу своего возраста оказалось не исправным

Реле контроля фаз
Реле контроля фаз

Конечно, я его мог бы отремонтировать, это не проблема, ничего тут сверхъестественного нет, схема простая, но хотелось, чего то уже более современного и желательно со световой индикацией для быстрого понимания проблемы.

Встречаем реле контроля фаз ЕЛ-12Е 220 в 50гц

Упаковка.. Новенькое☺
Упаковка.. Новенькое☺
Реле контроля фаз ЕЛ-12Е
Реле контроля фаз ЕЛ-12Е

Вот такое реле мы и поставим, двух цветная индикация, красным светодиод горит когда нет одной и более фаз, зеленым горит, когда все фазы пришли, и сигнал на СИФУ разрешен.. (Светофор е мое🤣🤣🤣, желтого только не хватает)

Установил такое реле и для двигателя мажорного вала, принцип работы такой же.. Освежил кембрики проводов, с годами они выцветают. А без нумерации, очень сложно ремонтировать, даже при наличии схемы.

ЕЛ-ки в работе
ЕЛ-ки в работе

После ревизии силового пускателя, когда уже двигатель остыл, попробовал пустить, замечательно, ток в 30 Ампер на якоре, двигатель после 3 основ еле тёпленький, машина пущена в работу, технологи довольны😄

Релейно-коммутационный шкаф
Релейно-коммутационный шкаф

На этом я заканчиваю статью, дорогие друзья, подписывайтесь на канал, всем всего самого хорошего! До связи! 😉