Найти тему
Пилот параплана

Что такое фён.

Оглавление

Многие пилоты, летая в горах, наблюдали фён. Некоторые были им застигнуты врасплох. Я описывал в рассказе "Спасение упавших парапланеристов или история одного маршрута" историю из своей жизни, связанную с этим явлением. Теперь хочу разобрать его подробнее.

Те, кто любит горы, видели фён и то, как он проявляется. Однажды я столкнулся с его последствиями в виде съехавшего в ручей жигуля - незадачливый хозяин оставил машину вечером на косогоре. В ущельях этот ветер может развивать скорость до 30-40 м/c. Начинается он иногда довольно неожиданно - в этом и заключается его основная опасность.

Происхождение.

Схема образования Фёна.
Схема образования Фёна.

Давайте рассмотрим образование этого явления.

На одной стороне горного хребта происходит конденсация. Облако поднимается до верха хребта, там воздух остывает - падает давление, газ расширяется, а при расширении он сильно остывает, из облака начинает выливаться дождь. Воздух обезвоживается и уже холодный начинает падать вниз, с другой стороны горной цепи. холодный и сухой, он, падая вниз, начинает сжиматься, давление растёт, а при росте давления газ нагревается. Происходит адиабатическое сжатие. Температура повышается на 1 градус на каждые сто метров потери высоты. Воздух становится тяжелым и при нагреве расширяется, поднимая давление, он движется вниз по ущелью, разгоняясь до больших скоростей. Допустим, что на высоте 2500 м над долиной температура -5 градусов. В долине +10. Фён, опускаясь вниз в долину, разогреется на 25 градусов и температура поднимется на 15-20. То есть будет около +25 - +30 градусов.

Температура при этом может подниматься гораздо выше температуры, которая была у этого воздуха с другой стороны гор. Фён обычно образуется тогда, когда с одной стороны гор погода дождливая и облачная, а с другой стороны - сухо и солнечно.

Признаки фена.

Первый признак - это чечевичные или волновые облака над хребтом. Они говорят о том, что воздух, разгоняясь, ударяется о хребет и поднимается вверх, где происходит конденсация пара и это облако образуется. Оно может находиться на высоте в несколько раз выше хребта.

Ещё один признак фена - это роторные облака. Они по форме напоминают обыкновенные кучевые, только находятся на большей высоте и они двигаются с большой скоростью, подгоняемые феном. Они образуются так же от конденсации, только в восходящей части ротора.

чечевичные облака
чечевичные облака
Роторные облака.
Роторные облака.

Так же над хребтом может быть фёновая стена - это облака, которые образуются с противоположной стороны и над хребтом выливаются дождём или снегом.

Феновая стена.
Феновая стена.

Когда могут образовываться фёны на Кавказе.

Чаще всего фёны проявлялись при наличии над Средней Азией антициклона с гребнем или ядром повышенного давления над Закавказьем. Траектории циклонов проходили как через Чёрное море, так и через Западную Европу. (Н.С. Темникова фёны северного Кавказа). Н.С. Темникова фёны северного Кавказа по своему происхождению разделила на антициклонические и циклонические. Причём большинство фёнов обусловливается прохождением циклонов к северу от хребта Большого Кавказа. Т. Тайлаков установил, что фёны на северном Кавказе возникают либо на восточной и юго-восточной периферии циклонов, перемещающихся с Чёрного моря или Балканского полуострова к северо-востоку, либо с юго-западной периферии обширных антициклонов с центром над Казахстаном или Западной Сибирью. Он сделал вывод, аналогично Н.С. Темниковой: циклонические фёны бывают чаще, чем антициклонические. Анализ результатов наблюдений за 10-летний период по шести метеорологическим станциям западного Кавказа позволил Б.В. Полгараусу сделать вывод, что фёны на западном Кавказе наблюдаются при самых разнообразных синоптических ситуациях. Однако всё это разнообразие можно свести к трём основным группам: фёны в барических системах с повышенным давлением, фёны в барических системах с пониженным давлением и, наконец, фёны при смене барических ситуаций. (Л.М. Севастьянов, В.В. Севастьянов, Фёны Горного Алтая.)

Как не попасть в Фён.

Самое главное - не летать когда есть возможность образования фёна. Если прогнозы дают направления ветра в горах со стороны большого хребта, то полёты там лучше отложить. Если вы находитесь в горах и у вас нет возможности посмотреть прогноз, то нужно наблюдать за погодой и не летать если в небе появились чечевичные или роторные облака. Так же о приближении фёна может сигнализировать повышение температуры воздуха ночью и утром, отсутствие вечерней и утренней росы. Так же признаком может послужить долго не начинающийся летом анабатический ветер.

Что же делать, если фён застал вас в небе?

Если вы в небе заметили, что вас начинает поднимать вверх над долиной, а на высоте ваша путевая скорость в сторону хребта упала, значит это случилось. Нужно определить, успеете ли вы до приближения сильного ветра приземлиться. Свяжитесь по рации с товарищами на земле, если внизу уже сильно дует - набирайте дальше высоту над долиной и убегайте в сторону равнины. Там ветер начнет стихать и не будет мощных горных роторов.

Если внизу пока еще дует анабатический ветер и вы понимаете, что успеете приземлиться, немедленно заходите на посадку, используя способы экстренного снижения.

Будьте осторожны и внимательны, следите за погодой. Помните, что лучше пожалеть на земле, что вы не в воздухе, чем в воздухе, что вы не на земле. Прислушивайтесь к советам местных пилотов, это может спасти вам жизнь и здоровье.