Найти в Дзене
Интересные статьи

Приемы психологического воздействия ч.2

· Основанные на использовании отдельных психологических качеств личности; · Основанные на доверии допрашиваемого лица к личности следователя; · Осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации; · Создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств; · Повышенного эмоционального воздействия, связанные с предъявлением неожиданной информации. Одним из приемов правомерного психического воздействия является сокрытие от подследственного лица пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не поступила информация о неосведомленности следователя по тому или иному вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал утечку информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быть известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению. Одн

· Основанные на использовании отдельных психологических качеств личности;

· Основанные на доверии допрашиваемого лица к личности следователя;

· Осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации;

· Создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств;

· Повышенного эмоционального воздействия, связанные с

предъявлением неожиданной информации.

Одним из приемов правомерного психического воздействия

является сокрытие от подследственного лица пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять,

что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не поступила информация о неосведомленности следователя по тому или иному вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал утечку информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быть

известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению. Одно из основных средств психического воздействия –

вопрос следователя. Вопрос можно поставить таким образом,

чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность.

Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает, и чувствует меру приближения вопроса следователя кизобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только

то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Следователь широко использует противодействующие вопросы, т.е. такие вопросы, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным

установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную осведомленность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждает о невозможности ввести

следствие в заблуждение. Так же им могут использоваться

изобличающие вопросы. Напряженные психические состояния

обвиняемого вызываются, подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным

продолжение избранной линии поведения. Действенный прием изобличения виновного путем оказания на него психического воздействия – использование улик поведения. Поведение

виновного после совершения преступления психологически

резко отличается от поведения невиновного. Так или иначе,

но поведение преступника после совершения преступления

обусловлено фактором преступления, причинно связано с ним.

К уликам поведения относятся: посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, отрицание очевидных факторов в силу гипертрофии защитной доминанты, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем, сообщение о деталях события, которые могут быть известны только преступнику.

Позиция допрашиваемого, его причастность диагностируется и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:

· невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение

бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции.

· невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами; виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно;

· невиновный аргументирует свою невиновность общим социально положительным стилем своего поведения; социально