Найти тему
Звенимир

Поскрипывающая телега сериала "Раневская"

На кинематографическом безрыбье последнего года сериал "Раневская" стал лакомым кусочком для зрителей. Сериал показывают раз в неделю, и хруст и смак от дебатов после ещё долго наполняет эфирное пространство обсуждений в соцсетях.

В художественном кино Раневскую пытались отобразить четыре раза. Первой героиню, прообразом которой была знаменитая актриса, сыграла Инна Чурикова в фильме С. Говорухина "Благословите женщину". Потом в 2005 году Раневскую сыграла Татьяна Васильева в сериале "Звезда эпохи". Затем Елена Бондарева в сериале "Анне Герман". Пожалуй наиболее интересно Фаину Георгиевну Раневскую изобразила Юлия Рутберг в сериале "Орлова и Александров". И вот пятая Раневская, уже полнокровно-биографическая, в исполнении Мариэтты Цигаль-Полищук.

Трудно понять почему выбор режиссёра пал именно на Мариэтту. Внешне она непохожа абсолютно. И выдающийся нос от армянских предков и худоба, столь несвойственные Раневской, это всё не героиня сериала. Голос у актрисы вроде низкий, но это не тембр Раневской. Разве что с росточком вышло похоже. Как известно Фаина Георгиевна была под 1-80.

Мариэтта Цигаль-Полищук в роли Раневской
Мариэтта Цигаль-Полищук в роли Раневской

Точно и интеллигентно рассказывает сама Мариэтта, что эта роль для нее скорее большая ответственность, чем удача. Перед очным кастингом на роль она "всю неделю плакала, страдала от ужаса и ответственности", так как не считает, что "вообще кому-то дозволено повторить образ Фаины Георгиевны в кино". Артистка оправдывает себя тем, что играла не саму Раневскую, а персонажа, которого нафантазировала творческая группа.

Не нравится как преподносят в сериале жизнь Фаины Георгиевны. Она сама по себе была очень интересным человеком во всех проявлениях. Каждое её появление в повседневной жизни, не известной личностью, а простым человеком, само по себе уже было феерическим спектаклем. Ведь можно было создать образ именно такой женщины, коей она и была в жизни. А в итоге написали бытовой сценарий, который можно было отнести к любой актрисе провинциального театра. Поэтому и возникают вопросы к создателям.

Можно было бы опереться на книгу "Раневская. Воспоминания на клочках". Сколько интересного можно было бы включить в сценарий из этой книги. А ведь ещё есть книги: "Судьба-шлюха"или "Записки социальной психопатки".

Но создатели пошли проторенным путём: от люльки до могилки, через канву истории страны. Идёт напор на узнаваемое. Но если убрать сюжеты с кадрами и съёмками фильмов, любимых и узнаваемых миллионами зрителей, то что тогда в этом сериале остаётся от самой Раневской делающей её такой неповторимой и не похожей на всех?

Возможно стоило сыграть Раневскую двум или трём разновозрастным актрисам. Но режиссёры упорно продолжают гримировать молодую актрису, старя её в кадре. И странно видеть как молодая и стройная Раневская 1934 года, играющая проститутку у Таирова, тут же превращается в старуху с накладной задницей в кадрах где она играет в "Пышке" того же 1934 года и "Подкидыше" 1938 года.

При этом Полина Кутепова, играющая Павлу Вульф, не меняется совсем. А ведь настоящая Павла Леонтьевна Вульф была на 18 лет старше своей подруги и ученицы. И вот в сценах военного времени Кутепова выглядит как младшая сестра героини.

Что уже неплохо, что в фильме почти нету мата. Хотя любимое слово на букву Ж, произносится очень часто. Причём акцентировано и смачно. Хотя тут получается историческая неправда. Ведь настоящая Фаина Георгиевна материлась отборно и высокохудожественно. И ещё радует, что режиссёры как-то прошли мимо "кровавой гэбни". Никаких чёрных воронков и угрюмых бериевских агентов. Уж очень любит К. Эрнст и Ко визуализировать эту тему. Хотя впереди ещё три серии...

Актёры в сериале играют довольно шаблонно. Все на своих местах. Вечно унылый и одинаковый Лавроненко в роли очередного военного, поникший Домогаров в роли Качалова. От его тяжёлого вздоха и безуспешной попытки изобразить умный взгляд, уже устали многие зрители.

Вот кто порадовал, так это Семён Стругачёв. Он конечно весьма далёк от образа Гирша, отца героини. Ни внешне не похож, ни во всём остальном. Но актёр играет, и часто просто тащит весь сериал. Кто теперь после его экранной смерти в 1945 году будет тащить сериал, даже непонятно.

Гениальную игру самой Раневской сериал не передаёт. Харизма великой актрисы совершенно не раскрывается. Немного порадовал в сериале момент чтения Раневской стихов Ахматовой, и пожалуй, сцена где она изображала старого ревматического князя.

Фотографии Раневской в 1920-е годы.
Фотографии Раневской в 1920-е годы.

А зачем надо было изображать Раневскую клоунессой и страшной как дверь военкомата? Раневская в молодости была конечно специфической внешности женщина, но далеко не была уродом. Об этом свидетельствуют её фотографии 1910-1920-х годов. Акцент на заикание тоже малоуместен. Ибо она от него избавилась ещё в 20 лет. А в сериале она заикается перманентно.

Вот как-то так и едет телега сериала "Раневская", неспешно, поскрипывая четырьмя колёсами, и наверно без особых сюрпризов привезёт нас к финалу.

P.S.

Последние семь лет на разных сценах Москвы и других городов идёт антрепризный спектакль "Раневская. Птица парящая в клетке". Пьесу написали С. Самохотова и С. Лежнева, а главную роль играет Светлана Коркошко, бывшая прима МХАТа, а теперь "Современника". Антреприза копеечная: старый телефон, радио, потёртое зеркало, обеденный стол, голые лампочки. Но ощущение от действа намного ярче чем от всех многожильных сериальных потуг. Здесь Раневская уже в возрасте Люси Купер из "Дальше - тишина", вспоминает жизнь. Дуня Германова хороша в роли Л. Орловой, и Марина Куделинская в роли Павлы Вульф. Спектакль погружает в мир Раневской по-настоящему. Жаль, нет копии спектакля целиком.