Найти тему

Нижегородские воздушные магистрали: на очереди - строительство второй из трех «канаток»

Новая канатная дорога в Нижнем Новгороде станет для горожан «связкой» нагорной и заречной частей - от станции метро «Заречная» до проспекта Гагарина. Отсутствие пробок, экологичный транспорт, хорошая мощность (до 1000 человек в час в одном направлении) – все говорит в пользу новой переправы. В то же время финансовую модель проекта называют «очень оптимистичной» (по сравнению с наземным общественным транспортом цена билета будет немаленькая). Эксперты PolitBook пытаются выяснить, каковы шансы второй воздушной магистрали вписаться в повседневную транспортную схему агломерации и стать чем-то большим, чем просто «аттракцион для туристов» по типу борской «канатки».

Кому надо до Батумской?

О том, что в Нижнем Новгороде появятся кроме действующей, которая перекинулась через Волгу от пл. Сенной до города Бор, расположенного на левом берегу реки, еще две канатные дороги, было объявлено на международной выставке MIPIM во Франции в марте 2013 года. В настоящее время известно, что новая канатная дорога в столице Приволжья будет включать в себя четыре станции на участке от станции метро «Заречная» в нижней части города до парка «Швейцария» в Нагорной части. Открытие движения по канатной дороге намечено на 2023-2024 годы.

Траекторию канатной дороги предложено сделать изогнутой в связи с тем, что парк «Швейцария» - особо охраняемая природная территория. Протяженность пути может составить чуть более 3 км.

«Канатная дорога Нижний Новгород - Бор сегодня работает и как часть системы общественного транспорта агломерации, и как туристический объект. Канатная дорога через Оку также подразумевает объединение этих функций. С учетом высокой загрузки Мызинского и Молитовского мостов канатная дорога станет частью системы внеуличного общественного транспорта. Правительство Нижегородской области со своей стороны рассмотрит возможность льготного проезда по канатной дороге для отдельных категорий граждан», - отметил замгубернатора Нижегородской области Сергей Морозов.

По мнению нижегородского транспортного обозревателя Ивана Сергеева, вторая канатная дорога будет хороша как «элемент туристической инфраструктуры». Однако прежде чем включить ее в ежедневную транспортную рутину нижегородцев, надо многое просчитать. И не упустить из вида финансовую сторону вопроса.

«Если рассматривать канатную дорогу через Оку в рамках общей транспортной системы, как один из элементов, позволяющий совершать пересадку на транспорт с этими часовыми-полуторачасовыми билетами, не доплачивая, - тогда да, это имеет право на жизнь, - считает эксперт. - Но на самом деле нижегородцев, которым надо доехать от Заречной до парка «Швейцария», на мой взгляд, немного. Возможно, есть люди, которые хотят погулять там в выходные. Если же мы говорим про рабочие дни, то люди, как правило, едут в центр города. Причем добраться туда они могут совершенно другими путями».

Экономия по времени в случае с «канаткой», по мнению транспортного обозревателя, будет минимальна. Или же придется пересматривать элементы транспортной инфраструктуры.

«Возможно, понадобятся какие-то подвозные маршруты, чтобы решить проблему. Иначе получается так: человек вышел на Батумской, потом пересел на другой транспорт, потом еще раз пересел – это очень неудобно. А если он попадет на проспект Гагарина в час пик? Даже при своих двух выделенных полосах, проспект максимально загружен. Люди же привыкли доезжать от точки до точки. Усложнять себе маршрут они точно не захотят».

-2

Наземный транспорт против «надземного»

«Лично для меня канатная дорога это, ну давайте начистоту, что-то вроде аттракциона, - признается другой нижегородский автоэксперт Александр Дейч, - я пользовался ей раз шесть за все время существования. Что касается борчан, то статистические показатели свидетельствуют о популярности переправы. Хорошо, но надо учитывать, что Бор – это все таки город-сателит (хоть он к Нижнему и близко), и здесь есть своя специфика».

Кстати, туристическая востребованность канатной дороги у самих борчан восторга не вызывает. В этом году была даже создана электронная петиция «Канатка для борчан», в которой жители Бора пожаловались на то, что устали от необходимости стоять в огромных очередях из-за туристов и что у них возникают «дополнительные сложности в том, чтобы вернуться домой». В петиции сказано: «По пятницам очередь и вовсе растягивается на сотни метров, и, разумеется, стоять в ней у людей, которые едут с работы, нет никакого желания. Париться же в пробке через Борский мост в пятницу и вовсе удовольствие не для слабонервных». Борчане предложили разделить очередь на два потока: для туристов, покупающих билеты в кассе, и для местных жителей, пользующихся транспортными картами. Однако ответ АО «Нижегородские канатные дороги» пресек всякое неравенство: и рабочий борский люд, и туристы - имеют право все! «Канатная дорога является транспортом общего пользования, воспользоваться которым может любой пассажир», - говорится в сообщении.

«Совокупность оценочных факторов позволит дать более-менее трезвую оценку проекту, пока же о будущей эффективности канатной дороги судить трудно. Это покажут цифры, - считает автоэксперт, - если же говорить о внутригородских маршрутах, то, на мой взгляд, ставку все же следует желать на наземный транспорт: это автобусы, маршрутные такси и, конечно же, метро».

Вместе с тем, эксперт призывает не сравнивать «воздушную переправу» с метро. Хотя не забывает упомянуть тот факт, что «канатка» в Нижнем появилась гораздо раньше, чем, например, метро на площади Горького. «Да, прокопать метро через город - и очень дорого, и сложно. В этом смысле канатка – не такая «грязная» работа. Но зато у метро есть функционал, - это, кроме всего прочего, еще бомбоубежище. А канатная дорога в случае любой аварии останавливается, люди просто в воздухе «зависают». То есть это такой специфический транспорт. Есть свои нюансы».

Конкурс: кто на новенького

В начале ноября правительство Нижегородской области согласовало условия концессии строительства канатной дороги через Оку, проинформировали в АНО «Проектный офис стратегии Нижегородской области». ООО «Урбантех» обещает построить переправу за три года. Стоимость строительства оценена в 4,5 млрд руб. со сроками окупаемости более 12 лет.

В горадминистрации проект поддержали несмотря на то, что придется вносить изменения в генплан города (для строительства воздушной трассы понадобятся 16 земельных участков, один из которых находится в частной собственности). Региональный минтранс назвал проект «однозначно позитивным», однако обратил внимание на стоимость пассажирского билета: 173 руб. за одну поездку для горожан и 230 руб. - для туристов. При этом действующая канатная дорога из Нижнего Новгорода на Бор работает по тарифу в 100 руб. за поездку в одну сторону и при этой цене имеет льготные категории пассажиров.

«В своей финансовой модели инвестор рассчитывает на пассажиропоток около 10 тыс. человек в день, это вдвое больше, чем перевозит борская дорога (3–4 тыс. пассажиров в сутки). Нас эти расчеты настораживают, мы сомневаемся, будет ли так востребована канатная дорога через Оку», - отмечает замминистра Наталья Лобанова.

Заместитель губернатора Егор Поляков согласился, что финансовая модель сделана «очень оптимистично». Он пообещал «поправить ее на этапе переговоров», напомнив, что в части финансовых параметров стороны могут обсуждать проект до полугода. В качестве аргументов в пользу подобного вида транспорта он назвал его «беспробочность». Мы бы добавили сюда же – экологичность.

-3

Бренд региона с высоты птичьего полета

Если рассматривать целесообразность возведения второй канатной дороги с точки зрения туризма, - это однозначное да, считает нижегородский организатор экскурсий Анна Вингурт.

«Бренд Нижнего Новгорода - наука и оборонная промышленность. Ещё в советское время, когда туристов принимало Горьковское бюро путешествий и экскурсий, обязательным считалось отвезти экскурсионную группу в парк им. Ленинского комсомола (сейчас - "Швейцария") на панорамную площадку. Чтобы увидеть город таким, какой есть: заводские корпуса, дымящие трубы, оживлённые магистрали заречной части города. Нижний Новгород (Горький) - труженик, работник», - отмечает наша собеседница.

По ее словам, где-то в 90-е перестали придерживаться обязательной экскурсионной методички. Тогда автобусы туркласса начали кружить только по историческим улицам Нижегородского района, не выезжая в парк. А ведь визуальное знакомство с городом, как гигантским промышленным кластером, - важная часть экскурсии, уверена Анна Вингурт. Без этого Нижний Новгород полноценно представлен не будет.

«Вторая канатка дала бы туристам возможность познакомиться с брендом региона. Пролететь в кабине Канатной дороги над судоходной рекой и оказаться в Ленинском районе, географическом центре Нижнего Новгорода, - это было бы очень востребовано. Территория "Заречная - Комсомольская площадь" не просто географический центр. Здесь действует метро. Поэтому добраться туристам до Стрелки, пл. Горького, пл. Сенной, ДК ГАЗ можно будет в том числе на подземке», - резюмирует Анна Вингурт.

Большое видится на расстоянии

Напомним, первая канатная дорога появилась в Нижнем в 2012 году и стоила региону 900 млн рублей. Третья дорога, которая, как и вторая, протянется не через Волгу, а через Оку, предположительно соединит Автозаводский район на ее левом берегу и поселок Новинки Богородского района.

«Нижний Новгород самой природой предназначен для реализации проектов, подобных строительству веток канатной дороги. Две новых позволят разгрузить текущий трафик нижегородских мостов. Крайне важно, что один из проектов в перспективе может способствовать транспортному оснащению нижегородской агломерации и развитию поселка Новинки», – отмечал ранее губернатор Глеб Никитин.

Город сегодня имеет тенденцию разрастаться, прежде всего, как раз в Богородском на западе и в Кстовском на юге направлениях. Судя по всему, эта тенденция продолжится. И потянет за собой увеличение дорожного трафика. Тогда нижегородские воздушные магистрали действительно могут стать выходом. В буквальном смысле - головокружительно изящным решением.

Помнится, еще в 2017-ом году директор холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский упомянул СМИ о том, что строительство нижегородских канатных дорог может стать частью проекта высокоскоростной магистрали Москва – Нижний Новгород – Казань.

Никаких соглашений на этот счет подписано не было. Но оценим масштаб озвученной идеи!

Анастасия Шохина

Справка

Расчетное время в пути на новой переправе через Оку протяженностью в 3,34 километра составит 14 минут. Скорость движения кабин в часы пик составит пять метров в секунду. Затраты на строительство (в ценах 2022 года) оцениваются в 4,3 миллиарда рублей. Точная стоимость строительства станет известна после завершения проектирования и получения заключения ГлавГосЭкспертизы. Объект реализуется в рамках комплексной реформы общественного транспорта Нижегородской агломерации.

ФОТО: главное фото - strategy.government-nnov.ru, nnkd.ru

Опубликовано в PolitBook 18.11.2022