Кто приезжает в Узбекистан как туристы, те не останавливаются в Ташкенте, хотя он является столицей и здесь тоже есть на что посмотреть. Есть и старинные мечети, медресе, дворцы, но они не так раскручены, как достопримечательности Бухары и Самарканда. Эти города связаны с именами знаменитых правителей, завоевателей или просто умных людей.
Для тех, кто не знакомых с культурой Средней Азии, слово Арк звучит странно и непривычно. Но заглянув в словарь, мы видим, что это аналог крепости, в которой находился правитель со своим двором, чадами, домочадцами и гаремом. Куда же без него?
Про Бухару и Арк столько написано, что целого дня не хватит для того, чтобы прочитать всё то, что пишут блогеры и околонаучные диванные эксперты. Они старательно переписывают друг у друга понравившиеся обороты и отыскивают какие-то незнакомые детали. Словно мышка-норушка эти трудяги тащат в свои статьи новые, нигде ранее не обнародованные факты. Но у меня другая задача. Описать Бухару в период правления Абдуллахана II, и показать какие из этих строений дожили до наших дней. И что при этом великом правителе было в Арке.
Бухарский Арк даже конца XIX века значительно отличается от того, что туристы видят в настоящее время. Поэтому сетовать на то, что Арк разбомбил Фрунзе и русские большевистское войска, право не стоит. Кого только не бомбили и не бомбят, вплоть до современных цивилизованных времён. В период до 1991 года, было сделано довольно много по сохранению исторических памятников. Да, были некоторые сооружения, не сохранившиеся до наших дней, но в большинстве своём то, что видят туристы, отреставрировано именно тогда. В настоящее время чаще всего происходит ремонт. Но ремонт отличается от реставрации как гранёный стакан от хрустального бокала.
«От XVI в. в Средней Азии сохранилось обширное и ценное архитектурное наследие. Зодчие того времени создали образцы высокого мастерства в области композиции, конструкций, декора. Целью их непрерывных исканий было не уникальное и грандиозное, а массовое и целесообразное. Вкусы эпохи, особенно второй половины столетия, строги и взыскательны, например монохромное решение интерьера в матовых тонах чистого ганча и устремленные ввысь упругие линии обнаженной конструкции, которые наглядно выражают усилие статических сил.
В планах, объемах, фасадах построек XVI в. неизменно соблюдались пропорциональные отношения, выдержанные в простейших числах и производных. Ярко выявились новаторские тенденции в планировке зданий (центрально-купольный тип ханаки с обращенными во вне худжрами), в композиции (комплекс Чор-Бакр, ханака в Файзабаде), в декоре (перенесение техники декора из интерьера на фасад и наоборот). В корне изменились эстетические воззрения — блеск и пышность сменяются спокойной уравновешенностью, пестрота и полихромия — решением интерьера в тонах чистого ганча. Зодчество XVI в. развивается на почве достижений предыдущей эпохи, совершенствуя архитектурные формы и добиваясь во всех направлениях новых успехов. Например, принципы архитектуры самаркандского Ак-Сарая породили последовательное развитие композиции в ханаке Косым-Шейха и ташкентском Кок-Гумбаз. В XVI в. эта планировочная схема достигла такой уравновешенности, симметрии и совершенства, каких не было в XV в. Обогащаются планировочные приемы. В сущности именно к XVI в. складывается все богатство типологических оттенков гражданского и культового зодчества».
Данное сообщение принадлежит профессиональному архитектору. Смысла что-то переделывать и добавлять нет никакого.
Арк заключал в себе целый город, составленный из тесно сросшихся между собой домов, двориков и дворов, с государственными учреждениями, жилищем эмира, его жен, родственников, чиновников двора. Внутри контура крепостных стен планировка была прямоугольная, с традиционным крестообразным пересечением главных улиц.
Всю территорию Арка можно условно разделить на две части: западную и восточную. Восточная половина сейчас является археологическим памятником и закрыта для осмотра. В Арк входили: жилище эмира, мечеть, здание гарема, саломхона, хозяйственные помещения, склады одежды, ковров, посуды, сокровищ, постельных принадлежностей, казармы личной гвардии эмира, жилые помещения, арсенал, ювелирная мастерская, монетный двор.
Очень скромно все упоминают о хозяйственных постройках, но мало думают о том, что в этом «городе в городе» одномоментно проживало более трёх тысяч человек. Они должны были кушать три раза в день, а потом посещать отхожее место. Они должны были умываться, стирать одежду, элементарно пить воду. Поэтому восточная, несохранившаяся часть Арка и представляет собой эти хозяйственные постройки. Они туристам неинтересны. Копаться в навозе у археологов нет никакого желания. Находят массу причин, чтобы не отрывать и не реконструировать эту сторону жизни великих ханов.
Следует учесть систему водоснабжения Арка и обеспечение садов и цветников необходимым поливом. В Бухаре десять месяцев лето. Наршахи писал: «В Бухаре нет места и жилища лучше, чем прекрасное, похожее на рай Джуи-Муллиян, потому что вся эта местность занята дворцами, парками, цветниками, фруктовыми садами и водами, постоянно текущими по ее рощам. Каналы пересекаются между собой и проведены по тысяче направлений в сторону рощ и цветников»
В трактате Алишера Навои в главе «О посадке саженцев, цветов, деревьев, душистых трав, об устройстве чарбага и последовательности его возведения» был рекомендован следующий «типовой» чарбаг — в прямоугольном, окруженном стеной саду с правильной ориентацией по сторонам, выделялись две оси — дорожки с каналом, а на пересечении осей устроен водоем. На главной оси, ведущей от входного портала в глубь сада, размещалось жилое здание, являющееся основной высотной и монументальной доминантой чарбага. Перед иморатом (зданием) устраивали вымощенный дворик — пешгох, к которому примыкал бассейн. В усадьбу вел портальный вход, внутренний периметр дувала — глинобитной стены, обводили арыки-канавки и ряд тополей. Каждая из двух четвертей участка делилась в свою очередь еще на четыре части, образуя так называемый «чарчаман».
Таким образом, отделив хозяйственную зону от зоны работы и отдыха, мы отдалённо сможем представить себе, в каких условиях проживали средневековые сановники и многочисленные слуги. Я не говорю о гареме, о нём кто только не писал, и что только не насочинял. Даже фотографии любимых жён и те опубликованы. Мы же ограничимся садом, к сожалению, не Бухарским. Поскольку никому в голову не приходит оживить голый двор, существующего ныне Бухарского Арка, кустиками, травкой и цветочными клумбами. А без них не было в Средней Азии ни одного богатого дома. А здесь целый дворец.
Конечно, такого изобилия воды в Арке не было, но арыки, о которых в городах Средней Азии уже забыли, несли свою прохладную воду бесперебойно.
А для самых упорных традиционный отрывок из романа :
«…В Арке несусветная скученность. Беки и сардары стараются влезть в мельчайшую щель. Они любят находиться на глазах великого хана. Они хотят дышать с ним одним воздухом, слышать все перлы его речей. Врут они всё. У каждого в городе или за городом есть просторный дом с многочисленными слугами, с гаремом, полным молодых красивых жён и наложниц, с тенистыми садами и глубокими хаузами. Но нет — лучше он будет спать на тонких курпачах и ютиться в крохотной комнатушке, лишь бы не пропустить новостей, не имеющих к нему никакого отношения.
Комнатки в Арке маленькие, достраивать что-то внутри него нет никакой возможности. Внешние высокие толстые стены не позволяют сделать этого. Лишние слуги мне не нужны, я не люблю, когда они начинают что-то делать вместо меня. Как можно разрешать, чтобы слуга умывал тебе лицо или мыл твои руки? А потом вытирал их куском хлопчатой ткани? Достоверно знаю, что некоторые беки держат для этих услуг по пять-шесть человек, да ещё хвастают друг перед другом. Они в походы тащат с собой целый обоз прислужников, не умеющих саблю в руках держать».
(Наталия Трябина. «Первый узбек»)