Найти в Дзене

Замершая стройка и исчезнувшие миллионы: как Нижнему Новгороду защититься от любителей мошеннических схем

Как только всплывают факты, что миллионы из бюджета РФ не доходят до нижегородских стройплощадок, а исчезают где-то по пути, то на ум приходят два извечных русских вопроса: что делать и кто виноват? Серьезней проступка, чем срыв сроков по контракту, может быть разве что срыв сроков по госконтракту. К сожалению, таковые инциденты в регионе имеются. В ближайшее время всем «подобным деятелям» губернатор Глеб Никитин велел «приготовиться». А пока эксперты PolitBook пытаются ответить на второй вопрос классика: что делать? И вообще существуют ли способы отличить добросовестного подрядчика от недобросовестного?

Афера года

Всю прошлую неделю в информационном поле «гремела» новость о взятии Семеновским райсудом Нижегородской области под стражу жителя Москвы, представителя ООО «ИСБ» Ивана Джиоева, обвиняемого в хищении более 170 млн рублей. Джиоев проходит по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Его завели в отношении ООО «ИСБ» после срыва строительства 11 соцобъектов в Нижегородской области. Это шесть ФАПов в разных районах региона, детсад, школа и культурный центр в Арзамасе. Помимо этого, организация не выполнила свои обязательства по возведению ФОКа в Кстове и детского сада на Бору.

Ранее все заключенные с московской компанией госконтракты были расторгнуты муниципалитетами в одностороннем порядке. Первым отреагировал Арзамас, где заморозилось строительство культурного центра стоимостью более 361 млн руб («ИСБ» выполнил строительные работы только на 14%) и детсада в поселке Выездное.

«Мы первыми подали ходатайство о включении этой организации в реестр недобросовестных поставщиков. К сожалению, она выиграла торги по 44-ФЗ, и мы были обязаны с ней работать. У меня такое впечатление, что где-то у них возник кассовый разрыв, и поэтому этот подрядчик пошел заключать муниципальные контракты, какие только смог, чтобы полученными авансами закрывать проблемы на более ранних объектах», - рассказал мэр Арзамаса Александр Щелоков.

Кстати, нашим коллегам Джиоев
ответил, что сдать объект вовремя не получилось потому, что «проект не соответствует реальности», и он готов компенсировать деньги в бюджет Нижегородской области. Как бы то ни было, «КоммерсантЪ» не исключает передачу расследования в отношении Ивана Джиоева на уровень регионального управления МВД. «Большого опыта в исполнении госконтрактов у ООО «ИСБ» не было, компания ранее также отказалась от достройки больницы в Воронеже, несмотря на победу в конкурсе», - отмечает издание.

Проект реконструкции очистных сооружений в Семенове тоже приказал долго жить. «ИСБ» по итогам конкурса заключила с МКУ «Семеновстройсервис». По условиям контракта, подрядчик должен был обеспечить полное выполнение работ и их сдачу в срок до 1 декабря 2022 г. Цена договора составила 410,7 млн руб. Заказчик перечислил в качестве авансового платежа в адрес компании 204,3 млн руб.

«Как полагают органы предварительного следствия, представители подрядчика не выполнили до конца взятые на себя обязательства по контракту. Неиспользованный аванс при этом заказчику возвращен не был. Таким образом, было совершено хищение денежных средств путем обмана на общую сумму 170,2 млн руб.», - говорится в сообщении.

-2

«Закон часто работает в обратную сторону»

Уходящий год оказался удивительно богат на резонансные дела подобного толка. Подрядчики ликвидации «Чёрной дыры» в Дзержинске похитили из бюджета более 385 млн рублей. В отношении них возбудили уголовные дела по статье 159 ч. 4 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой). В хищениях при благоустройстве «Швейцарии» (речь идет о 40 млн) обвинили этой осенью экс-директора нижегородского ГлавУКС Сергея Куклаева.

«На мой взгляд, проблему решит жесточайший контроль качества на всех участках и этапах работы», - говорит исполнительный директор агентства недвижимости «Адрес» Сергей Петров. Эксперт предлагает не принимать работу и не оплачивать всю сумму контракта до тех пор, пока качество работ не будет надлежащим. Что касается смет, то их надежнее всего передать технадзору. В настоящее время в изменении нуждается сама система подхода к общественным работам. Почему до сих пор никого не настораживают компании - «одновневки» с их дешевизной? Возможно, помогут эскроу-счета и гарантия банка на величину аванса, как в жилищном строительстве.

Свое предложение озвучил начальник проектно-реставрационного отдела ООО ФИРМА «СС Проект» Кирилл Кудряшов:

«Необходим контроль за наличием в штате «живых» сотрудников и их заработной платой. Работать должны не субподрядчики за копейки, а сотрудники выигравшей конкурс конторы за приемлемую зарплату. Система 44-ФЗ по сути "угробила" строительное проектирование. Приходили конторы-однодневки, где их «живых» сотрудников только директор и бухгалтер. С купленными лицензиями и СРО. Сбивали цены на конкурсах, демпингуя против местных квалифицированных контор. Оставляя их без работы. А потом нанимали их же, уже за копейки. Тем деваться некуда, работы нет. Сохранению квалифицированных специалистов это, мягко говоря, не способствует. Боюсь, что очень скоро проектировать будет просто некому», - опасается эксперт.

Определенные некорректности имеются и в самом законе о госзакупках. По мнению политолога Дмитрия Скворцова, закон, изначально созданный для оптимизации бюджетных расходов, к сожалению, иногда «работает в обратную сторону». А происходит это так: с компанией, не внесенной в реестр недобросовестных поставщиков, если она выигрывает конкурс на госзаказ, органы госвласти вынуждены заключить договор. Даже если у чиновников возникнут подозрения, пока компания не сорвала выполнение какого-то пункта договора, расторгнуть с ней договор невозможно.

«На мой взгляд, кроме реестра недобросовестных поставщиков, имело бы смысл вести реестр управленцев, работавших в организациях, попавших в реестр, или их бывших учредителей, - рассуждает политолог, - 44-ФЗ явно нуждается в дополнении. Необходимо отсечь от участия в конкурсах не только организации, состоящие в реестре недобросовестных поставщиков, но и организации, где на руководящих должностях работают люди, уже «засветившиеся» в проштрафившихся организациях».

Конечно, это не даст полной гарантии: полно примеров, когда реальный собственник не занимает никаких постов, но полностью контролирует работу компании. Но принесет некоторое успокоение.

-3

Что делать?

«Госконтракты должны составляться так, чтобы движение денег в них было четко прописано, - говорит Дмитрий Скворцов. - Нужно закупить материалы? Вот смета, реквизиты поставщика, и пусть будет видно, что деньги уходят куда надо. Нужно выплатить аванс рабочим? Вот платежная ведомость. Эти меры необходимы, чтобы избежать ситуаций, когда из полученного аванса оплачиваются старые долги или деньги выводятся для нецелевого использования».

Нижегородский предприниматель Илья Шутов предлагает следующие решения для урегулирования отношений между заказчиком и подрядчиком.

«Между ГлавУКС (ред. - МКУ «ГлавУКС Нижнего Новгорода») должен быть регулятор, отвечающий за финансирование проектов. ГлавУКС перечисляет в регулятор сразу, тот отвечает за финансирование проекта и сдачу, как в оборонке. Это нужно для того, чтобы с каждой бумажкой не бегать в ГлавУКС с протянутой рукой и не ждать месяцами закрытие процентовок. За срыв сроков пусть полагается ответственность».

Сейчас же ситуация такова, что подрядчики понабирают контрактов, а цены на всё растут, поясняет предприниматель. «Кому-то повышают суммы по таким проектам, как фуникулёр, транспортные развязки «Школы 800», а кому-то нет. А надо так: вот есть цена и не грамма больше - выполняйте хоть за свой счёт, либо следственный комитет и прокуратура - ваши перспективы на будущее», - резюмирует Илья Шутов.

А вообще на уровне области неплохо организовать некую «финансовую контрразведку», отмечают эксперты. Возможно, так проблемы выявлялись бы не на стадии срыва сроков сдачи, а как только первый платеж ушел не туда.

-4

ФОТО: Pikist.com – главная, t.me/DK_RU_news, t.me/adresnn

Анастасия Шохина

Опубликовано 23.12.2023 в PolitBook